Технологии и медиа, 07 мар 2017, 19:57

Uber обошел Gett по количеству ежедневных перевозок в России

В 2016 году на российском рынке мобильных сервисов для заказа такси произошла рокировка: Uber потеснил со второго места Gett, выяснил РБК. Впрочем, большинство россиян по-прежнему заказывают такси по телефону и «ловят» на улице
Читать в полной версии
Фото: Антон Сергиенко / РБК

Статистику по среднему количеству перевозок в сутки, осуществляемых основными сервисами по заказу такси через мобильные приложения, РБК предоставил сотрудник одной из действующих на рынке компаний. Согласно этой внутренней отчетности, самым популярным сервисом в 2016 году оставался «Яндекс.Такси» — в сутки через него заказывалось примерно 500 тыс. поездок по всей России. Далее идет приложение Uber — 150–170 тыс. поездок и Gett — 150 тыс. поездок.

Другой источник РБК в одном из сервисов подтвердил, что осенью 2016 года Uber, последним пришедший на российский рынок мобильных такси-приложений, действительно впервые занял второе место по дневному количеству поездок, обогнав Gett.

Игроки рынка отказались официально комментировать РБК эту информацию. Независимых оценок количества поездок, осуществляемых через перечисленные сервисы, нет. Но предоставленные РБК данные в целом совпадают с опубликованной статистикой «Яндекс.Такси», согласно которой в декабре 2016 года машины, подключенные к этому сервису, совершили 16,2 млн поездок (или около 520 тыс. поездок в день).

Представитель «Яндекс.Такси» сообщил РБК, что в январе 2017 года, несмотря на традиционное праздничное затишье, количество поездок выросло по сравнению с декабрем, но абсолютные цифры не назвал.

Приложения для заказа такси через мобильные устройства появились в России более пяти лет назад. Сервис «Яндекс.Такси» начал работать в октябре 2011 года, Gett — в марте 2012 года, Uber — в ноябре 2013 года.

Собеседник РБК в одной из действующих на рынке компаний также предоставил оценку суточного количества поездок у крупнейших сервисов, позволяющих заказывать такси как через приложения, так и по телефону или на сайте компании. По его информации, через Rutaxi, развивающую бренд «Везет», в 2016 году осуществлялось около 1 млн поездок в день. У компании «Максим» было 700–800 тыс. поездок, у Fasten (развивает бренды «Сатурн» и RedTaxi)  — 200–300 тыс. поездок. У Rutaxi мобильное приложение появилось в 2011 году, у «Максима» — в 2012-м, у Fasten — в 2016-м. Однако через какие каналы и сколько поездок заказывали пассажиры этих компаний, источник РБК не уточнил, но оговорился, что основная часть приходится на звонки диспетчеру.

Представитель «Максима» отказался назвать количество поездок в день, сославшись на то, что «компания не раскрывает коммерческую информацию». «Но можем сказать, что приложение «Максим: заказ такси» на операционных системах Android, iOS и Windows Phone суммарно скачали более 4 млн раз. По географии работы в России сервис является лидером. В настоящее время мы работаем в 157 городах, а с учетом других стран — в 170 городах», — сообщил представитель сервиса. Представитель Fasten также сообщил, что компания не раскрывает среднее количество поездок в сервисе, но, по собственной оценке, она входит в топ-4 на российском рынке.

В начале 2016 года Аналитический центр при правительстве России приводил оценку, по которой легально работающие таксомоторные парки в России генерируют 441 млрд руб. выручки, а объем теневой выручки может составлять от 116 млрд руб. В ноябре 2016 года маркетинговое агентство Discovery Research Group оценило объем рынка таксомоторных перевозок в России в 2016 году в 339 млрд руб., что на 4,4% больше, чем в 2015 году. Крупнейшими игроками этого рынка компания называла диспетчерские Rutaxi (занимала 11%), «Максим» (9%) и Fasten (7%). На мобильных агрегаторов в сумме приходилось 5% рынка.

При этом, как объяснил собеседник РБК в одном из сервисов заказа такси, компании не хотят раскрывать количество поездок, поскольку на основе этой цифры можно рассчитать всю экономику сервиса, ведь примерный объем расходов и уровень тарифов — это известные величины.

Статистику скачивания мобильных приложений предоставляет, например, компания App Annie. Так, по показателю MAU (monthly active users, количество активных пользователей в месяц) среди агрегаторов такси крупнейшим в 2016 году был «Яндекс.Такси», далее следовали Uber и Gett. Абсолютный показатель представитель App Annie не привел, но отметил, что по сравнению с 2015 годом у «Яндекс.Такси» MAU вырос на 120%, у Gett — на 85%, у Uber — на 140%. Впрочем, использование приложения не всегда конвертируется в поездку: пользователь, например, может увидеть, что время ожидания для него неподходящее, и переключиться в другой сервис или вообще отказаться от поездки на такси.

Фото: Андрей Махонин / ТАСС

Сравнивая желтое с мобильным

По словам одного из участников рынка, сравнивать агрегаторов с традиционными таксопарками, к которым относятся сервисы «Везет» и «Максим», некорректно. «Агрегаторы работают по другой бизнес-модели, у них есть технологии, которых нет у традиционных игроков. Для таксопарков приложения — это просто форма диспетчерской», — поясняет собеседник РБК.

Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова отметила, что пока большая часть рынка — это нелегальные такси. «Только в Москве доля легальных сервисов значительная, до 80%. В масштабах всей страны на легальные сервисы приходится не более 30% рынка», — оценила Серебрякова. При этом в целом по России такси в первую очередь заказывают по телефону. «Мобильный интернет не везде хорошо развит, и не у всех пользователей есть смартфоны, позволяющие комфортно пользоваться приложениями. Еще один сдерживающий фактор — проблемы с услугами геолокации и картами для мобильных устройств в ряде городов», — рассуждает она. Серебрякова добавила, что приложения устанавливают, как правило, те, кто часто ездит на такси.

По мнению представителя Ассоциации диспетчерских служб, «Яндекс.Такси» ограничивает собственную базу пользователей, отказавшись от возможности заказа такси по телефону. В то же время Оксана Серебрякова прогнозирует, что Rutaxi и «Максим» начнут терять свою долю на рынке, как только будет принят закон о такси, в котором появятся требования к подобным сервисам (пока его текст обсуждается экспертным сообществом). «Яндекс.Такси» и Gett, по ее словам, наоборот, смогут увеличить долю, поскольку эти с​ервисы изначально «предъявляют достаточно высокие требования к качеству сервиса».
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереально
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров