Главное, 07 апр, 11:02

ФАС попросили проверить проект о локализации такси

Общественники попросили ФАС проверить законопроект о локализации такси на предмет нарушения прав потребителей и антимонопольного законодательства. Документ уже прошел первое чтение, второе ожидается в апреле
Читать в полной версии
Фото: Виктория Винникова / Shutterstock

Законопроект о локализации в такси нарушает ряд действующих российских законов и может быть оспорен вскоре после принятия. Это следует из письма на имя главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максима Шаскольского от союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», который объединяет представителей и пользователей транспортных, торговых, медийных, образовательных, кадровых, туристических и других цифровых платформ и агрегаторов услуг и объявлений.

Представитель ФАС сказал РБК, что письмо к ним еще не поступило, в случае поступления оно будет рассмотрено в установленном порядке.

Речь идет о документе, который позволит регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси. Предполагается, что водители такси будут использовать только машины с определенным уровнем локализации или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Проект прошел первое чтение в 2024 году, второе должно состояться в апреле. В случае принятия норма начнет действовать с 1 октября 2025-го.

СПИК — это соглашение между промышленным инвестором и государством, в рамках которого инвестор обязуется реализовать проект на территории России, вложив не менее 750 млн руб., а государство гарантирует ему стабильность условий бизнеса и меры стимулирования, предусмотренные соглашением. Согласно законопроекту, для целей перевозки легковым такси может использоваться лишь транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации и более. По оценке «Цифрового мира», сейчас под эти требования подходят только четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura.

«Цифровой мир» просит ФАС дать законопроекту правовую оценку. По мнению авторов обращения, предлагаемые в документе нормы:

  • нарушают закон «О защите конкуренции», который запрещает создание дискриминационных условий для отдельных участников рынка. Также документ нарушает права потребителей, ограничивая их возможность на получение услуги надлежащего качества;
  • противоречат статье Гражданского кодекса, которая утверждает свободу граждан и организаций в заключении договора и определении его условий;
  • нарушают требования договора о Евразийском экономическом союзе, касающиеся защиты конкуренции в государствах — членах союза;
  • могут привести к международным разбирательствам по линии Всемирной торговой организации из-за фактического запрета на использование автомобилей нероссийского производства в отрасли, которая не является стратегически важной для безопасности страны;
  • приведут к росту цен на такси, увеличению времени простоев автомобилей и ухудшению уровня комфорта и безопасности автопарка.

Как критикуют локализацию автомобилей такси

С момента внесения законопроекта о локализации такси в Госдуму его критиковали общественные и государственные организаций, а также сами сервисы такси.

Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) указывал, что принятие законопроекта в предложенном варианте приведет к значительному сокращению выбора автомобилей для нужд такси, невозможности обеспечения локализации производства в короткий срок, уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок. Союз предлагал перенести срок вступления закона до 1 сентября 2026 года, а также усовершенствовать госпрограмму поддержки закупок автомобилей для такси, предусмотреть в ней более жесткие требования к локализации, в том числе на основе балльной системы. Чтобы сохранить доступность автомобилей разных классов, РСПП предложил установить предельную стоимость — 3,5 млн руб. для машин, к которым применимо требование о локализации. В РСПП отмечали, что более 75% автомобилей в такси отечественные, но многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые машины, соответствующие требованиям локализации. Уход 100 тыс. самозанятых водителей, по оценке РСПП, может привести к повышению цен на пассажирские перевозки на 15%.

Национальный совет такси в феврале 2025-го предлагал включить в законопроект о локализации меры господдержки отрасли и исключить балльную систему оценки уровня локализации. Исполнительный директор организации Наталия Лозинская отмечала, что бизнесу нужен широкий выбор автомобилей и господдержка новых закупок в парк.

В конце марта администрация президента подготовила поправки ко второму чтению законопроекта, по которым после 1 марта 2025 года СПИКи остаются возможным вариантом для допуска в региональный реестр легковых такси, но только если их заключение согласовано с правительством. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию. Также при регистрации такси в региональном реестре будут указаны не только марка машины, ее модель, государственный регистрационный номер и VIN-код, но и год выпуска машины.

По мнению представителя «Яндекс Такси», в таком варианте законопроект сделает работу в такси невозможной для десятков тысяч самозанятых водителей, которые используют личные авто. По оценке сервиса, в Сибири и на Дальнем Востоке работы в такси могут лишиться 70–90% водителей. Из-за дефицита кадров тарифы на услуги такси могут вырасти на 25–27%, а в ряде городов — на 40–50%, прогнозировали в «Яндекс Такси».

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отмечал, что законопроект не предусматривает стимулы для водителей и таксопарков переходить на отечественные автомобили, что является основной проблемой новых правил. Также он отметил, что механизм СПИКов выглядит неубедительно, поскольку его действие ограничено 2025 годом, а дальнейшие критерии отбора неясны.

Представитель АвтоВАЗа говорил, что компания не единственный поставщик автомобилей для такси, а таксопарки могут выбирать их из широкого ассортимента, включая как отечественные, так и импортные машины. По его словам, таксисты покупают автомобили по официальным ценам в автосалонах и крупные покупатели могут рассчитывать на дополнительные скидки в рамках флитовых продаж (закупка машин под ведение бизнеса как каршеринга или корпоративного парка). При этом доля АвтоВАЗа на рынке такси превышает 50%. Представитель компании уточнял, что в Москве, которая занимает 30% всего рынка такси, почти не представлены автомобили АвтоВАЗа.

Читайте РБК в Telegram.

«Это целый мир кризисов»: насколько все плохо у BMW, VW и Mercedes-Benz
Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Три признака, что компании пока рано выходить на экспорт
Комиссии маркетплейсов поднялись. Как реагируют селлеры
Гонец с дурными вестями: как говорить команде о плохом
Как выбрать, где российским компаниям судиться с иностранцами
10 мифов о продуктивности руководителей и подчиненных