Технологии и медиа, 07 июн 2021, 16:44

Рогозин сообщил об условии по SpaceX при продаже «Морского старта» России

Проект «Морской старт» не может конкурировать со SpaceX Илона Маска из-за ограничений, введенных американцами при продаже. А оборудование на платформе придется восстанавливать почти с нуля
Читать в полной версии
(Фото: Александр Рюмин / ТАСС)

Россия при покупке платформы «Морской старт» у США столкнулась с ограничением использования проекта: его нельзя использовать в конкуренции с компанией Илона Маска SpaceX. Об этом на слушаниях в Госдуме рассказал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, передает ТАСС.

«Были введены конкретные жесткие ограничения при подписании этого контракта на передачу российской компании [S7] двух судов «Морского старта» — обязательство, что мы не имеем права использовать этот «Морской старт» в конкуренции с Илоном Маском», — рассказал глава госкорпорации.

Рогозин заявил, что в этом случае правительственные юристы США выступили в «качестве клиента, по сути дела, частной компании [SpaceX]».

Кроме того, добавил Рогозин, перед передачей России судов американские владельцы «выдернули и вырезали все оборудование», из-за чего их восстановление обойдется в десятки миллиардов рублей.

Идея проекта «Морской старт» появилась в 1990-х годах. Она заключается в запусках ракет-носителей из экваториальных районов Тихого океана со специальной платформы. Расположение точки запуска в низких широтах позволяет сократить затраты на топливо и увеличить доставляемую полезную нагрузку. На момент разработки и запуска проекта в нем принимали участие российская РКК «Энергия», украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш», американская корпорация Boeing и норвежское судостроительное предприятие Kvaerner. Для запусков использовалась ракета «Зенит» российско-украинской разработки и производства. Сам комплекс состоит из двух судов: платформы Odyssey и сборочно-командного судна Sea Launch Commander.

С 1998 по 2014 год было совершено более 30 запусков, однако после начала политического кризиса на Украине и прекращения сотрудничества российских и украинских компаний в космической сфере проект заморозили. Суда остались в Соединенных Штатах, основным собственником была РКК «Энергия».

В 2016 году «Морской старт» у иностранных совладельцев за $160 млн выкупила S7 Group, в апреле 2018 года сделка была закрыта, а в феврале 2020 года S7 Group начала транспортировку судов на Дальний Восток России. Но уже в конце апреля 2020 года Филев заявил о заморозке проекта. Решение продать «Морской старт» в компании объяснили крайне высокой стоимостью реализации проекта, финансовыми потерями S7 во время пандемии и необходимостью с нуля создавать береговую инфраструктуру для космодрома. Кроме того, из-за введенных Министерством обороны США ограничений любое сотрудничество иностранных компаний с собственником космодрома «Морской старт» начиная с 2023 года становится невозможным, предупреждала РКК «Энергия».

В августе 2020 года вице-премьер Юрий Борисов объявил, что под «Морской старт» будет создан специализированный оператор. «Кто будет учредителем этого оператора, вопрос еще открытый, но я думаю, что там есть место и «Роскосмосу», и «Росатому», и S7. Возможно, [среди учредителей] будут еще какие-либо фонды или банки, потому что нужны деньги», — рассказал вице-премьер. По его словам, оценочная стоимость восстановления проекта — порядка 35 млрд руб.

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис