Технологии и медиа, 07 авг 2019, 07:30

Рекрутеры заявили о снижении спроса на кассиров из-за их замены роботами

Торговые сети, рестораны и метрополитен активно внедряют кассы самообслуживания, а рекрутинговые сервисы фиксируют почти двукратное падение числа вакансий кассиров. Но к сокращению персонала это пока не ведет
Читать в полной версии
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

По данным HeadHunter, в первом полугодии 2019 года количество вакансий кассиров в России снизилось на 17,7% по сравнению с тем же периодом 2018 года — до 77,95 тыс. Падение подтверждают и данные SuperJob: так, в июле 2019 года на сайте было размещено почти 3 тыс. вакансий в городах-миллионниках и малых городах, что почти в два раза меньше, чем в июле 2018-го.

По мнению представителя SuperJob Сергея Светоченко, сокращение может быть связано с двумя факторами. «Во-первых, в начале 2018-го ретейлеры активно развивали сети и набирали сотрудников, а сейчас они закрыли большинство позиций», — отметил Светоченко. С другой стороны, падение спроса на труд кассиров в сегментах ретейла и фастфуда связано с развитием касс самообслуживания. «Это общемировой тренд. Например, в американском Walmart покупатели просто набирают товар в корзину и выходят из магазина, а сумма покупки списывается со счета автоматически с помощью специальных датчиков. Скорее всего, мы увидим дальнейшее падение спроса на кассиров, однако это падение будет умеренным», — считает представитель SuperJob.

В начале 2018 года американская компания Amazon открыла магазин без касс. Для совершения покупок посетителю надо быть клиентом онлайн-магазина Amazon, а перед входом в офлайновый магазин просканировать код из приложения на смартфоне. Счет за купленные товары будет выставлен через аккаунт покупателя на Amazon. Идентификация покупателей осуществляется с помощью установленных на потолке камер и электронных сенсоров, которые позволяют компьютеру распознавать людей и определять товары, которые они берут с полок. Аналогичный сервис летом этого года запустил «Яндекс.Маркет». Пока приложение работает в ограниченном функционале, но в перспективе оно позволит покупателям сканировать штрих-коды товаров и оплачивать их в приложении, минуя кассу. Первым партнером «Яндекс.Маркет» стала «Азбука вкуса».

По данным J’son & Partners Consulting, первые кассы самообслуживания в России начали внедрять в 2009 году X5 Retail Group, «Магнит» и «Ашан».

Десять лет назад начал внедрять автоматы по продаже билетов и Московский метрополитен. Сети быстрого питания развивают кассы самообслуживания с 2013 года.

Однако представители крупнейших ретейлеров (как и представитель метрополитена) утверждают, что внедрение автоматов и касс самообслуживания пока никак не отразилось на количестве сотрудников в торговых точках.

Чем они заняли бывших кассиров — в материале «РБК Pro».

Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist