Технологии и медиа, 08 фев 2018, 19:55

Крупнейшие в России операторы наружной рекламы решили объединить бизнес

Крупнейшие игроки на российском рынке наружной рекламы — группы Russ Outdoor и Gallery — пытаются договориться о слиянии. Помешать сделке, как уверяют источники РБК, может позиция французской JCDecaux, владельца 25% Russ Outdoor
Читать в полной версии
Фото: Антон Ваганов / «Коммерсантъ»

Номер один и номер два

Владельцы и менеджмент Russ Outdoor и Gallery последние месяцы ведут переговоры о слиянии. Об этом РБК сообщили два источника, близких к Russ Outdoor, и подтвердил источник, близкий к Gallery. В конце января переговоры были «на очень продвинутой стадии», утверждает один из собеседников РБК.

Представители Russ Outdoor и Gallery не ответили на запросы РБК.

Russ Outdoor — крупнейший в стране по выручке оператор наружной рекламы. На декабрь 2017 года в 50 городах России группе Russ Outdoor принадлежало, по данным исследовательской компании «Эспар-Аналитик», 24,8 тыс. рекламных поверхностей общей площадью более 323 тыс. кв. м. Возможную выручку Russ Outdoor за январь—ноябрь 2017 года «Эспар-Аналитик» оценивает в 6 млрд руб.

Крупнейший акционер Russ Outdoor, по данным на 31 декабря 2016 года, — ВТБ c 26,3%. Еще 25% принадлежит французской группе JCDecaux, мировому лидеру в наружной рекламе; 21,85% — американскому предпринимателю Питеру Герви; 20,75% — бывшим топ-менеджерам во главе с бывшим управляющим директором Максимом Ткачевым; 6% — члену совета директоров Альфа-банка Андрею Косогову. Это следует из последней доступной отчетности зарегистрированной в Нидерландах Russ Out of Home B.V., головной структуры Russ Outdoor.

Представители ВТБ, JCDecaux и Максим Ткачев отказались от комментариев. Питер Герви не ответил на запрос РБК. Связаться с Андреем Косоговым не удалось.

Gallery — второй после Russ Outdoor игрок на отечественном рынке наружной рекламы. На декабрь 2017 года у Gallery в 50 городах было, по информации «Эспар-Аналитик», 26,2 тыс. рекламных поверхностей общей площадью 233 тыс. кв. м. Они позволили группе заработать в январе—ноябре 2017 года 4,3 млрд руб., оценивает «Эспар-Аналитик».

Актуальная структура собственников Gallery достоверно не известна. В марте 2015 года РБК сообщал о том, что тогда в результате допэмиссии основным владельцем Gallery стали структуры Baring Vostok Capital Partners. Собеседник, близкий к Gallery, подтверждает, что группа сейчас по-прежнему подконтрольна структурам Baring Vostok. Представитель Baring Vostok отказался от комментариев.

Снизить издержки

Крупнейшие игроки на рынке наружной рекламы обсуждают слияние, поскольку за счет сокращения расходов объединенная компания улучшит свое финансовое состояние, утверждают источники РБК.

Из последней доступной отчетности головной структуры Russ Outdoor следует, что в 2016 году выручка всей группы по МСФО составила $134,3 млн (почти 9 млрд руб. по среднему курсу ЦБ за тот год), операционная прибыль — $7,9 млн (531 млн руб.), чистый убыток — $17,4 млн (1,2 млрд руб.). Обязательства на конец 2016 года равнялись $187,5 млн (12,5 млрд руб.).

Gallery последний раз свои финансовые показатели по МСФО раскрывала в 2014 году.

В кризисных 2014–2015 годах у обеих компаний возникли проблемы с обслуживанием кредитов. В частности, в декабре 2014 года агентство Standard & Poor’s сообщило, что Gallery нарушила один из ковенантов по кредиту Сбербанка. В результате банк снизил группе кредитную линию с 1,5 млрд до 900 млн руб., а срок погашения перенес с 2019 года на весну 2015 года.

На помощь Gallery тогда пришли ее владельцы, погасившие, как тогда сообщалось, 900 млн руб. краткосрочной задолженности перед Сбербанком. Именно тогда контроль над Gallery перешел к структурам Baring Vostok, рассказывали источники РБК.

Реструктурировать свою задолженность перед ВТБ пришлось и Russ Outdoor. Летом 2015 года банк предоставил компании новый кредит на 10 млрд руб. с возможностью увеличить его до 11 млрд руб. Это позволило погасить скопившуюся задолженность по предыдущему кредиту на 8,6 млрд руб. Основные выплаты по новому кредиту приходятся на 2018–2020 годы, указано в отчетности Russ Outdoor.

Битва за Москву

Финансовое положение Russ Outdoor и Gallery усугубили рекламные аукционы 2013 года, на которых правительство Москвы разыграло на ближайшие десять лет почти 7,4 тыс. мест под рекламные конструкции.

Russ Outdoor тогда получила более 2,1 тыс. мест, за которые обязалась заплатить в течение десяти лет 27,2 млрд руб. Gallery тогда выиграла 760 мест за 13,5 млрд руб.

Для участия в торгах обе компании привлекли кредиты: Russ Outdoor — от своего акционера ВТБ, Gallery — от Сбербанка.

Через год после аукционов на рекламном рынке началась стагнация, а потом, после резкой девальвации рубля в декабре 2014 года, рынок и вовсе рухнул. «[В 2013 году] мы жили немного в другой макроэкономической реальности», — признавался в апреле 2014-го в интервью «Коммерсанту» совладелец и на тот момент управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев.

В 2013 году доходы владельцев рекламных конструкций по всей России выросли, по оценке «Эспар-Аналитик», на 8%, до 40,6 млрд руб. В 2014-м остались на уровне предыдущего года. В 2015-м — снизились на 21%, до 32 млрд руб.

В 2016-м рекламный рынок стал восстанавливаться, расходы на наружную рекламу, по данным «Эспар-Аналитик», выросли на 8%, до 31,4 млрд руб. По итогам девяти месяцев 2017 года был зафиксирован рост на 7%, до 24,4–24,6 млрд руб.

В себестоимости продаж Russ Outdoor ключевой статьей расходов является ежегодный платеж правительству Москвы по десятилетним контрактам — $31 млн из почти $100 млн (соответственно 2 млрд и 6,7 млрд руб.) в 2016 году, указано в отчетности Russ Outdoor. Операционные расходы в тот год составили почти $27 млн (1,8 млрд руб.). Именно экономию операционных расходов даст слияние двух конкурирующих сейчас друг с другом компаний, объясняют источники РБК.

Убедить французов

Идея слияния двух крупнейших операторов наружной рекламы не нова. Возможность объединить бизнесы Russ Outdoor и Gallery рассматривали еще в прошлом десятилетии — в кризисных 2008–2009 годах. Тогда стороны так и не смогли договориться.

В декабре 2016 года отраслевое издание AdIndex сообщало, что менеджмент Russ Outdoor вновь изучает возможность объединения с одним из конкурентов, в том числе и с Gallery. Но тогда против слияния выступили структуры Baring Vostok, утверждают источники РБК.

Сейчас, по словам источников РБК, идею слияния одобряют все владельцы Russ Outdoor и Gallery, за исключением французской JCDecaux, владельца 25% Russ Outdoor. Без согласия французов сделка не состоится, категоричны собеседники РБК. По их словам, JCDecaux недовольна тем, как развивается наружная реклама в России, и не рассматривает варианты расширения этого бизнеса.

В 2013 году JCDecaux, покупая 25% Russ Outdoor, оценивала лидера российского рынка наружной рекламы примерно в €387,2 млн ($518 млн, или 16,4 млрд руб.). Такой вывод можно сделать из отчетности французской группы за тот год.

В следующие годы бизнес Russ Outdoor только дешевел. По итогам 2014 года ВТБ в своей отчетности оценил свои 26,3% в крупнейшем операторе наружной рекламы в 3 млрд руб. Таким образом, вся группа Russ Outdoor на тот момент стоила почти 11,4 млрд руб. ($294 млн). На 31 декабря 2016 года ВТБ снизил оценку своего пакета до 2,2 млрд руб., а всей группы — до 8,3 млрд руб. ($125 млн).

Оценку по итогам 2017 года банк еще не объявлял.

Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg