Технологии и медиа, 08 апр 2022, 09:00

Объем покупок россиян в зарубежных магазинах снизился, но не исчез

Теперь товары Zara, IKEA, iHerb приобретаются через посредников
После 24 февраля объем покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах резко упал. Основная причина — невозможность оплатить товары картами российских банков. Но покупки помогают совершать посредники за комиссию
Читать в полной версии
Фото: Matt Cardy / Getty Images

После начала специальной военной операции на Украине 24 февраля о приостановке или прекращении деятельности в России заявили несколько популярных международных брендов, в том числе IKEA, Zara и H&M, а также крупные онлайн-ретейлеры Asos, iHerb и др. С 10 марта Visa и Mastercard приостановили обслуживание карт российских банков и их владельцы потеряли возможность использовать их для оплаты за рубежом. Кроме того, возникли проблемы с логистикой. Это произошло из-за отказа ключевых владельцев судов и контейнеров, стивидоров работать с Россией. Также было прекращено авиасообщение между Евросоюзом, некоторыми другими странами и Россией.

По мнению партнера Data Insight Федора Вирина, резкое снижение объема розничного онлайн-импорта «можно констатировать уже сейчас». Среди причин — невозможность совершать покупки из-за недоступности платежных сервисов и логистики или большая сложность этих операций. «Сейчас с Россией не могут работать почти никакие интернет-магазины из Европы и Северной Америки, объем интернет-торговли на этих направлениях снизился до нуля. С Юго-Восточной Азией ситуация лучше, но и там объем онлайн-покупок снизился кратно и, скорее всего, будет снижаться и дальше», — оценивает Вирин. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за 2021 год объем трансграничной интернет-торговли составил 527 млрд руб., что соответствует 11% от общего объема интернет-торговли в России. По словам главы АКИТ Артема Соколова, пока нет точной статистики по трансграничной торговле в марте, но количество посылок с иностранными товарами, ввозимых в Россию, сократилось на 50% по сравнению с февралем.

Но, несмотря на сложности, покупки в иностранных магазинах россияне все же совершают. РБК опросил представителей сервисов-посредников, которые позволяют совершать покупки на иностранных площадках, как изменился спрос на их услуги после ухода крупных иностранных сетей и брендов.

Кто выиграл и проиграл

Как сообщил руководитель сервиса доставки из зарубежных магазинов CDEK Forward, директор СДЭК в США Овсеп Осипян, за последний месяц сервис зафиксировал рост спроса на свои услуги. Сервис CDEK Forward позволяет зарегистрированным пользователям приобретать товары в зарубежных магазинах с доставкой на склад в одной из 11 стран на выбор, откуда они отправляются в Россию.

К концу марта число посетителей сайта проекта выросло почти в три раза по сравнению с показателем начала месяца и достигло 13 тыс., утверждает Осипян. Заказы поступают из всех регионов России, меньше всего — с Дальнего Востока и из северокавказских республик. Средний чек покупок в марте составил $107,8. Среди самых популярных товаров, которые заказывают через сервис, Осипян назвал игрушки, косметику разных брендов, одежду и обувь. «Увеличился спрос на [продукцию] iHerb и Zara, которые ранее не были столь популярными, поскольку Zara была открыта в России, а на iHerb можно было заказывать напрямую. Также растет спрос на товары из IKEA и H&M», — уточнил он.

По словам Осипяна, проблему отключения Visa и Masterсard сервис решил с помощью байеров-партнеров, которые выкупают товары для клиентов на иностранных онлайн-площадках с помощью карт иностранных банков за фиксированную комиссию в размере 10% от суммы заказа. До недавнего времени чаще всего через CDEK Forward заказывали товары на американских маркетплейсах eBay и Amazon, а сейчас клиенты предпочитают розничные магазины.

Однако другие сервисы-посредники для покупок за рубежом зафиксировали снижение спроса. По словам Валерия Петрова, руководителя компании Pochtoy.com (также позволяет приобретать товары с доставкой на один из международных складов, откуда его пересылают в Россию), снижение составило 90% из-за невозможности оплачивать товары выданными в России Visa и Masterсard, блокировки PayPal, запрета на отправку «достаточно большого листа товаров». «Пока [китайская платежная система] UnionРay не является полноценной заменой [для Visa и Masterсard], да и в целом ситуация не располагает к покупкам: много кто лишился или лишится работы, есть боязнь еще больших санкций», — отметил Петров. Сейчас в сервисе наблюдают рост числа заказов на iHerb, но оно «несравнимо с потоком заказов из других магазинов до военной операции». Заказывают в основном пользователи из Москвы и Санкт-Петербурга, средний чек составляет до $200.

Менеджер по маркетингу сервиса «Бандеролька» Инга Ильина среди факторов, повлиявших на снижение количества отправлений, назвала ограничения, введенные США и ЕС, невозможность использовать прямые рейсы в Россию, что повлияло на сроки доставки. «Разумеется, на спрос также повлияли общая нестабильность ситуации и резкое падение курса рубля. В такие моменты людям кажется, что покупать за границей в долларах или евро дороже, чем в рублях, хотя это не так — цены на импортные товары на российском рынке растут быстрее курса доллара», — отметила она. Ильина уверена, что с 31 марта за пределами России стало покупать выгоднее, так как повышен беспошлинный лимит при ввозе товаров, — теперь он составляет €1 тыс. на посылку: «Таким образом, смартфоны, ноутбуки и другую технику сейчас заказывать в США очень выгодно. Например, при покупке смартфона iPhone Pro Max в Америке разница с российскими магазинами составляет около 60 тыс. руб.».

«Бандеролька» за полтора месяца перестроила работу, и сейчас пользователям доступны для оплаты помимо Visa и Masterсard карты «Мир», появилась услуга «Помощь при покупке» (предлагает посредничество при оплате товара). «Самые популярные магазины среди наших пользователей — это мультибрендовые аутлеты и маркетплейсы, в частности Amazon, eBay и 6pm. Среди самых популярных брендов — New Balance, Levi’s, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger, детские товары из магазина Carter’s, техника Apple. С начала весны также большую активность проявляют клиенты, которые привыкли делать покупки на сайтах iHerb, ASOS, Zara, IKEA», — сообщила Ильина.

По словам Петра Шарапова, владельца Shopfans, русскоязычного сервиса по пересылке заказов из интернет-магазинов США в другие страны, из-за ограничений Visa и Masterсard там фиксировали снижение спроса. «Такая же ситуация и у других почтовых посредников, по партиям конкурентов видно, что у всех все встало, — указал Шарапов. — Скорее всего, в ближайшее время будем отправлять заказы через Турцию». Он также отметил, что наибольшим спросом у покупателей пользуются сейчас товары с iHerb, а также запчасти. В основном заказывают из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников, средний чек составляет 10–15 тыс. руб. В то же время он отметил, что на принадлежащем Shopfans маркетплейсе USmall (предлагает товары американских магазинов), в котором доступна оплата российскими картами, спрос в начале марта просел, но затем вышел на показатели января.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: способны ли США изменить рынок нефти
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи