Технологии и медиа, 08 сен 2015, 00:00

Один из ведущих венчурных фондов США начал поиск стартапов в России

Пока многие иностранцы берут паузу в финансировании российских проектов, один из ведущих мировых акселераторов 500 Startups выходит в Россию. Суть бизнеса акселераторов — ускорять развитие стартапов в обмен на долю в них
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

О начале работы 500 Startups на новых рынках РБК рассказала партнер фонда Диана Молдавская, она займется развитием акселератора в России, Израиле и странах Восточной Европы. Эту информацию РБК подтвердил основатель 500 Startups Дейв МакКлюр. Они подчеркивают, что речь идет о выходе на российский рынок, хотя офиса здесь пока не предполагается. Конкретный бюджет на страну они не раскрывают.

Теперь российским предпринимателям будет проще попасть в программу фонда 500 Startups, который ведущие западные СМИ называют «одним из самых горячих» бизнес-акселераторов в Сан-Франциско. Молдавская намерена искать проекты для инвестирования, в частности, интернет-сервисы, мобильные приложения, сервисы, работающие по модели on demand (с англ. — по запросу). «Мы будем вкладываться и в стартапы, которым не н​ужна акселерация, которые уже успешны на локальном рынке, но нуждаются в инвестициях», — рассказывает Молдавская.

Программа акселерации 500 Startups рассчитана на 4 месяца и включает в себя обучение интернет-маркетингу, дизайну интерфейса и привлечению пользователей. «Ученики» получают доступ к 250 менторам по всему миру и рабочее место в одном из калифорнийских офисов — либо в Маунтин Вью, либо в Сан-Франциско. Размер инвестиций от 500 Startups, на которые могут претендовать предприниматели, варьируется в среднем от $50 тыс. до $250 тыс. Согласно актуальному объявлению на сайте 500 Startups, фонд предлагает инвестиции в размере $125 тыс. (из них команды, попавшие в акселератор, оплачивают расходы в $25 тыс. за участие в акселерации) в обмен на 5-процентную долю в стартапе.

У 500 Startups уже есть опыт работы с российскими проектами. Недавно программу акселерации завершила команда LinguaTrip — стартапа из Петербурга, который помогает пользователям организовать изучение языка при проживании в домах жителей соответствующей страны. Сейчас программу акселерации проходит также рязанский стартап Concertwith.me, который позволяет искать билеты на концерты по всему миру. Как рассказывал в интервью изданию Firrma основатель Concertwith.me Виталий Мышляев, в отборе, который длился два месяца, участвовали 6 тыс. стартапов, но отбирали не более 20 проектов.

Путь студента

Суть работы акселераторов — ускоренное развитие проектов на ранней стадии. Путь стартапа в акселераторе напоминает обучение студента в вузе — включает конкурсный отбор (поступление), процесс обучения (акселерационная программа продолжительностью в несколько месяцев, предполагающая занятия с экспертами рынка и менторами) и экзаменационный период (так называемый demo day для инвесторов). Классический акселератор не только оказывает финансовую помощь, но и предоставляет своим «ученикам» рабочее помещение, и обеспечивает их полезными связями.

За свои услуги акселераторы чаще всего берут небольшую долю в проекте — в среднем 3–7%. Ключевая цель акселераторов — помочь стартапам привлечь последующие инвестиции от бизнес-ангелов или полноценных венчурных фондов, чтобы придать проектам новый импульс в развитии и затем выйти из проекта, окупив свои первоначальные затраты.

Самый известный акселератор — американский Y-Combinator, созданный Полом Грэмом. Ежегодно через Y-Combinator проходят сотни стартапов, среди которых были такие гиганты, как облачное хранилище DropBox и онлайн-сервис аренды жилья AirBnB.

В России уже работают отечественные акселераторы, самый крупный — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), запущенный весной 2013 года при поддержке президента Владимира Путина. Как сказано на сайте ФРИИ, помимо предоставления помещения и теоретического образования акселератор перечисляет на счет проекта 800 тыс. руб. и еще 600 тыс. руб. на программу акселерации, а в обмен получает 7% компании. Обучение длится три месяца, претендовать на попадание во ФРИИ могут команды, состоящие минимум из двух человек, имеющие готовый прототип и потенциальный рынок емкостью не менее $10 млн в год. С момента запуска через ФРИИ прошло около 180 стартапов. 

Новый поворот

Опрошенные РБК венчурные инвесторы уверены: приход на рынок одного из лидеров американской акселерации придаст ускорение всему рынку. Собеседник РБК в иностранном фонде считает, что сам факт того, что 500 Startups обратили внимание на Россию, можно считать «огромным успехом». «Всегда было сложно убедить инвесторов в США смотреть на Россию, а сейчас от рынка отвернулись практически все из-за «страновых рисков»», — не скрывает он.

До сих пор Россия не привлекала внимания столь крупных американских инвесторов, соглашается Николай Давыдов, партнер фонда Gagarin Capital (штаб-квартира находится в Кремниевой долине), миноритарный акционер iTech Capital и портфельной компании фонда Pult Group. «Дейв Макклюр и Диана Молдавская смогли убедить инвесторов в том, что вкладываться в российские стартапы сейчас — отличный шанс заработать, идя, по сути, против рынка. Диана хорошо знает российскую экосистему, Дейв поможет выбрать бизнес-модели, которые могут взлететь на американском рынке и которые в итоге будут интересны инвесторам в Долине», — рассказывает Давыдов.

Он утверждает, что 500 Startups — это, по сути, второй инкубатор в Кремниевой долине после культового Y Combinator: «Они эффективно выполняют свою роль, и инвесторы любят их проекты».

По словам партнера фонда iTech Capital Глеба Давидюка, ценные идеи, пусть даже от российских предпринимателей, всегда интересовали западных инкубаторов. «Выход в Россию именитого фонда — это, конечно, хорошо, но вряд ли фундаментальным образом поменяет бизнес-среду. Все те, кто как-то этим интересовался, и раньше могли обратиться в 500 Startups и получить то самое финансирование, о котором мечтают», — считает Давидюк. Он отмечает, что Макклюр достаточно часто бывает в России и участвует во многих профильных конференциях, он хорошо знаком как со стартаперской средой, так и с инвестиционным климатом в нашей стране.

РБК обсудил с основателем 500 Startups Дейвом Макклюром и партнером фонда Дианой Молдавской выход американского инвестора на российский рынок.

Дейв Макклюр: «Мы выбираем компании, у которых есть живой продукт»

Дейв Макклюр, бывший директор по маркетингу PayPal и директор по инвестициям Facebook, запустил 500 Startups в 2010 году: первый «класс» из 12 стартапов был набран в феврале 2011 года. На сегодняшний день 500 Startups проинвестировал развитие 1200 компаний, под его управлением находятся три фонда общим объемом $200 млн. Последний раунд на $85 млн инвестиций в третий фонд 500 Startups закрыл 4 сентября, и по информации Tech Crunch, сейчас ведется работа по созданию четвертого инвестиционного фонда.

— Почему вы приняли решение расширяться в Восточной Европе и России?

— Мы считаем, что на этих рынках — масса талантливых инженеров. Но при этом — довольно ограниченный доступ к капиталу, и наша цель изменить это.

— Как вы выбираете стартапы, которые участвуют в программе акселерации, и в которые инвестирует фонд?

— Мы выбираем компании, у которых, во-первых, есть действующий, «живой» продукт. Во-вторых, он должен быть востребован пользователями. И, наконец, у компании должна быть стратегия или потенциал для роста, особенно, в направлении онлайн-платформ (социальных сетей, поиска, мобильных устройств и т.д.).

— В чем разница между Y Combinator и 500 Startups?

— Во-первых, мы не только акселератор, но и фонд «посевных» инвестиций, который вкладывает деньги в проекты по всему миру. У нас почти в два раза больше людей, чем в Y Combinator. На данный момент мы профинансировали гораздо больше компаний — 1200 против 900 у Y Combinator, при том что мы открылись позже [Y Combinator появился в 2005 году, а 500 Startups — в 2010-м]. И, наконец, мы делаем ставку на рост и маркетинг: наша команда состоит из 14 преданных своему делу человек, которые помогают компаниям расти и совершенствовать каналы привлечения клиентов, а главное, учат основателей делать это самостоятельно.

Диана Молдавская: «Мы не считаем кризис проблемой»

До 500 Startups Диана Молдавская работала коммерческим директором в российской компании-разработчике игр для мобильных платформ Zeptolab (самый известный продукт — игра Cut the Rope). До этого запускала в России американскую онлайн-площадку объявлений о продаже подержанных товаров OLX, занималась в «Яндексе» стратегическими продажами и работала с ключевыми международными клиентами

— Почему 500 Startups решили уделить больше внимания восточноевропейским странам?

— 500 Startups — это международная команда, которая инвестировала в огромном количестве стран. В акселераторе были и есть команды из разных уголков мира, в том числе из Восточной Европы, России, СНГ и Израиля. Но среди партнеров до сих пор не было человека, который занимался бы инвестициями именно в этих странах. А этот регион интересен Дейв МакКлюру не менее, чем другие: он понимает, что талантливые предприниматели есть во всем мире. Поэтому он пригласил меня возглавить новое направление развития.

— Каких результатов на сегодняшний день достиг фонд 500 Startups?

— 500 Startups уже проинвестировал в 1200 стартапов. Среди них есть три компании, оценка которых превышает $1 млрд [компания для разработки голосовых и текстовых приложений Twilio, платформа для получения пользователями кредитного рейтинга Credit Karma, сервис такси Grab Taxi] и около 30 компаний с оценкой от $100 млн до $1 млрд. Оценка примерно 300 компаний находится в диапазоне от $10 до $100 млн.

— Как будет устроена работа 500 Startups в новом для вас регионе? Вы будете искать стартапы и перевозить их в акселератор в США?

— Это будет зависеть от стартапов, их стадии развития, команд и их потребностей. Акселератор — это лишь одна часть того, что предлагает 500 Startups. Одним нужно развитие в акселераторе, другим — инвестиции, третьим — и то, и другое.

У нас есть фонд, партнером которого я теперь являюсь, акселератор, программа менторства, команда Distro [помогает стартапам в маркетинге, дистрибуции, расширении аудитории и т.д.] — все это открывает многие двери и возможности. Если стартапам нужно будет пройти акселерацию, это будет происходить в Кремниевой долине в США. Я считаю, что для стартапов важна среда, в которой можно впитать предпринимательский дух и учиться у людей, которые много лет занимаются бизнесом. В России и в Восточной Европе есть талантливые и сильные технические специалисты, но бизнес-навыки у них часто не так хорошо развиты.

— Хочется понять масштаб ваших планов…

— Этот регион становится для нас важным. Мы планируем активизироваться и проинвестировать в десятки стартапов на ранней стадии.

— Вас не пугает кризис в России?

— Нет, я считаю, что кризис часто подталкивает людей к предпринимательству. Раньше люди сидели в корпорации и получали хорошие деньги, теперь их зарплата либо остается прежней, а покупательская способность падает, либо они теряют деньги и даже рабочие места. Мы не считаем кризис проблемой, нас кризисные ситуации не пугают и не отталкивают.

При участии Ирины Юзбековой, Полины Русяевой

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек