Технологии и медиа, 08 сен 2021, 09:00

Половина россиян оказались недовольны своим рабочим пространством

Каждый второй россиянин считает свое рабочее место частично или полностью некомфортным. После полутора лет работы в удаленном или гибридном режиме у работников появился запрос на изменение офисной среды
Читать в полной версии
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Согласно исследованию компаний HeadHunter и WeWork (есть у РБК), 30% россиян частично не устраивает, 12% — «скорее не устраивает» и 8% — «совсем не устраивает» их рабочее место. Исследование проводилось в форме опроса с 21 июля по 20 августа, в нем приняли участие 1135 российских работников и соискателей.

Почти четверть опрошенных заявили, что работают из офиса, 12% — удаленно, 8% — в гибридном формате, 1% — из коворкинга, а остальные были безработными. Вопрос об удовлетворенности рабочим пространством задавался лишь тем, кто имеет работу. Среди других выводов опроса:

  • респонденты, которые недовольны своим офисом, чаще всего указывали на устаревший и непривлекательный дизайн рабочего места, плохую мебель, отсутствие в помещении кондиционеров и высокий уровень шума в рабочем пространстве;
  • те, кого полностью или частично устраивает рабочее место, отмечали в качестве главных плюсов расположение офиса, наличие кондиционеров, хорошее освещение и удобную мебель;
  • 72% среди тех респондентов, кто полностью или частично работает в офисе, заявили, что им нужно иметь закрепленное только за ними рабочее место;
  • среди того, что респонденты хотели бы поменять в офисном пространстве, чаще всего называли создание большего количества «тихих» зон для сосредоточенной работы, зон для расслабления (например, занятий йогой), добавление кофеварки/соковыжималки и др. устройств.

По результатам опроса почти 20% респондентов стали больше ценить гибкость, указал гендиректор WeWork в России, Центральной и Восточной Европе Андрей Жамкин, поэтому им необходимо пространство, в котором можно будет продуктивно пообщаться с коллегами, возможность сфокусироваться и отдохнуть.

Административный директор HeadHunter Марина Лобынцева отметила, что исследование позволило выявить серьезный запрос у работников на изменение офисной среды после полутора лет работы в удаленном или гибридном режиме: «Тренды в дизайне и проектировании офисных пространств, очевидно, сейчас сходятся в создании такой среды, которая бы максимально способствовала раскрытию творческого потенциала сотрудников и дальнейшему размытию границ между домашним и офисным пространством». По ее мнению, этого сложно достичь в привычных офисных площадях с плотными open space и скученностью рабочих мест, а компании, не уделяющие внимание трансформации своих офисов, могут столкнуться с рядом негативных последствий, от психологического дискомфорта у сотрудников при работе в офисе до общего снижения эффективности работы.

Как россиян уводили из офисов

С началом пандемии в 2020 году большинство компаний были вынуждены перевести своих сотрудников на формат удаленной работы. И даже после ослабления введенных из-за COVID-19 ограничений, более половины российских компаний рассматривали возможность сохранить гибридный формат работы. В январе гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев, выступая на Гайдаровском форуме, говорил, что их анализ показал, что эффективность сотрудников, переведенных на удаленный формат работы, не снизилась, а в некоторых случаях даже выросла. Однако часть переведенных на удаленку сотрудников столкнулись с выгоранием, теряли мотивацию. Тем не менее всего 5% сотрудников Mail.ru Group на тот момент хотели вернуться на постоянную работу из офиса, 30% хотели остаться постоянно на удаленке, а остальные голосовали за гибридный формат. Топ-менеджер указывал, что Mail.ru Group тестировала четыре варианта гибридных форматов (когда сотрудники могут ходить в офис по своему усмотрению, когда есть фиксированный день для посещения и т.д.), и каждый из них предполагает разные затраты для работодателя на поддержание офиса. При этом он прогнозировал, что офис будет превращаться из рабочего места в место, где сотрудники встречаются друг с другом, то есть будут существенно расти числа переговорок и общественных мест.

К марту этого года на удаленке работали около 30% россиян, а к июлю их доля сократилась до 11%, оценивал сервис «Работа.ру». Еще 6% работали в гибридном формате, а остальные 83% — в офлайн-формате. В начале сентября на удаленном режиме продолжали работать до 3 млн россиян, заявлял министр труда и социальной защиты Антон Котяков.

По словам руководителя пресс-службы SuperJob Натальи Ильченко, количество резюме соискателей, претендующих на дистанционную занятость, увеличилось в 2,8 раза и сейчас составляет 6,3% от общего числа. При этом каждый третий сотрудник, кто вышел на постоянную работу, мечтает вернуться на удаленку. «Самая большая доля удаленки сейчас — в IT, где конкуренция за кадры всегда была высока и компании традиционно привлекали разработчиков офисами со спортзалами, питанием и другими активностями. Сейчас мы наблюдаем большое количество удаленных IT-вакансий: теперь, чтобы получать московскую зарплату, можно жить в любой точке России», — отметила Ильченко. Но в связи с тем, что люди работают удаленно, требования к хорошему офису снижаются, для сотрудников на первый план выходят интересные проекты, перспективы роста, качество ДМС, программы развития и пр. «Качество офиса продолжает быть важным для традиционных офисных сотрудников, которые не могут работать из дома в связи с функционалом. Но и тут мы видим новый тренд: по сравнению с 2016 годом: количество россиян, голосующих за open space, снизилось — 16% пять лет назад и 13% сейчас», — рассказала она.

✍🏻 «Диктатор» или «либерал». Пройдите тест и узнайте, какой вы лидер
Налоговая отказывает в регистрации ООО тем, кто попал в «черный список»
Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристов
Лейблы создали российский стандарт «золотых» и «бриллиантовых» альбомов
Американским беби-бумерам принадлежат $80 трлн. Почему это злит молодежь
Россия в черном списке ЕС по отмыванию денег. Что это значит
Как Еврокомиссия предложила использовать €210 млрд российских резервов
Как бизнесу выйти на рынок b2g и почему не стоит бояться госсектора