Технологии и медиа, 09 мар 2018, 09:07

Mail.Ru Group удовлетворила треть запросов по «закону о забвении»

За время действия «закона о забвении», по которому поисковики должны удалять ссылки по заявлению пользователей, Mail.Ru получила более 6,5 тыс. обращений. Но большинство граждан требуют удалять данные из «Яндекса» и Google
Читать в полной версии
Фото: Максим Шеметов / Reuters

Mail.Ru Group удовлетворила 32% от общего количества запросов от граждан по закону о «праве на забвение» с момента его вступления в силу в январе 2016 года, рассказал РБК представитель компании. Согласно закону каждый гражданин может потребовать от поисковиков удалить ссылки на недостоверную или устаревшую информацию о нем.

Всего Mail.Ru Group получила 6760 запросов об удалении информации из поисковой выдачи. О конкретных случаях компания, согласно требованиям законодательства, рассказывать не может. Холдинг раскрыл темы обращений: пользователи просили удалить информацию о погашенных судимостях или о том, что человек подозревается в преступлении (после завершения рассмотрения дела и оправдания), информацию о том, что человек является мошенником или другим правонарушителем. Также в Mail.Ru Group обращались с просьбой убрать из выдачи компрометирующую информацию на бизнесменов и политиков, устаревшую информацию о месте работы из интернет-справочников и отзывы про конкретных руководителей на сайтах о работе и работодателях.

«Каждый запрос проверяется нашими специалистами. В основном отказы связаны с тем, что не предоставлено официального подтверждения, например судебного решения, что информация не достоверна, не актуальна, не законна или что невозможно подтвердить, что указанная информация относится к заявителю, а не к его однофамильцу», — рассказал представитель компании.

Поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязывающие поисковые системы по заявлению пользователей удалять ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о них (так называемый закон о забвении), вступили в силу с 1 января 2016 года. Закон не распространяется на информацию о привлечении к ​уголовной ответственности, если срок по делу не истек, и о совершении преступлений, по которому не снята или не погашена судимость. Заявитель в своем обращении к поисковику должен указать причину для прекращения выдачи ссылок.

Фото: Олег Яковлев / РБК

По словам главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, большинство граждан требуют удалить информацию о себе в «Яндексе» и Google в силу их популярности на российском рынке. «Доля рынка поисковых запросов у Mail.ru — около 3,6%, поэтому люди, желающие воспользоваться законом, просто могут не учитывать их поисковик», — указал он.

По словам исполнительного директора REG.RU Светланы Лиенко, поисковая выдача у поисковиков Mail.Ru, «Яндекс» и Google не одинакова, поскольку используются разные алгоритмы ранжирования. Помимо них есть еще, например Bing, Yahoo, которые индексируют Рунет. «В каждую компанию нужно отправлять отдельный запрос на удаление информации, и пользователь по своему усмотрению выбирает, отправлять запрос одной поисковой системе или нескольким. Данные Mail.Ru вряд ли можно экстраполировать на все поисковики. Google, например, получает в разы больше таких запросов в рамках законодательства Евросоюза», — говорит Лиенко.

Представители «Яндекса» и Google не предоставили свежих данных о запросах пользователей по «закону о забвении». В марте 2016 года «Яндекс» сообщал, что за три месяца действия закона получил 3,6 тыс. обращений от 1348 человек. Около 51% обращений поступило в связи с неактуальной информацией, например о непогашенных судимостях, 30% — из-за недостоверной информации и 19% — об удалении ссылок на информацию, распространяемую с нарушением закона. Однако из всех полученных обращений «Яндекс» удалил лишь 27%, еще по 9% обращений компания удалила часть перечисленных в них ссылок. «Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую «Яндекс» не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или какие-либо законы», — отмечалось в сообщении «Яндекса».

С 2014 года Google исполняет схожий закон в рамках европейского законодательства и на данный момент принял около 2,4 млн запросов на удаление ссылок, из которых к настоящему времени удовлетворил около 43,8%. В марте 2016 года сообщалось, что в России Google получила почти 1,5 тыс. запросов на удаление 6,4 тыс. ссылок, из них было удовлетворено 26,2%.

По мнению Светланы Лиенко, пока рано говорить о формировании конкретной судебной практики или толкований каких-то норм «закона о забвении». «Массовых дел по этой категории в судах не регистрировалось, случаи доведения дела до конца пока немногочисленны. Между тем, например, Google с момента имплементации похожего закона в Европе в 2014 году получил миллионы запросов от пользователей по данной процедуре», — отметила она.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему