Матч Россия — Хорватия стал самой рейтинговой трансляцией года в Москве
Телевизионное событие года
За четвертьфинальным матчем ЧМ-2018, закончившимся поражением российской сборной в серии пенальти, наблюдали более 3,1 млн москвичей, что составляет 22% жителей столицы старше четырех лет, следует из отчета компании Mediascope. Трансляция проходившего в Сочи матча началась на «Первом канале» в 20:39 мск 7 июля и закончилась уже в воскресенье, 8 июля, в 0:01 мск.
По данным Mediascope, игру со сборной Хорватии смотрели 68% всех москвичей, у которых в это время был включен телевизор. При этом надо учитывать, что Mediascope измеряет только просмотр телевизора в домашних условиях. В выборку не попадают те, кто смотрит матчи в спортивных барах, на уличных мониторах в фан-зонах или на даче.
За последние десять лет матч Россия — Хорватия стал второй по размеру абсолютной столичной аудитории спортивной трансляцией. Рекорд принадлежит матчу десятилетней давности, в котором на чемпионате Европы возглавляемая Гусом Хиддинком сборная России встречалась в полуфинале со сборной Испании. Тогда, 26 июня 2008 года, за игрой, закончившейся поражением россиян, следили в прямом эфире 3,3 млн москвичей старше четырех лет. В относительных цифрах это почти 28% всех жителей столицы и 71% всех москвичей, у которых тогда был включен телевизор.
Четвертьфинал с участием российской сборной стал самой популярной телепрограммой этого года, по данным Mediascope. Предварявший встречу с хорватами матч 1/8 финала чемпионата мира Испания — Россия в воскресенье, 1 июля 2018 года, на канале «Россия 1» посмотрели 2,8 млн москвичей.
Зритель ушел в интернет
По всей России у Mediascope пока есть только предварительные данные. В городах с населением от 100 тыс. человек, где проходят измерения, четвертьфинал с участием сборной России собрал у телеэкранов 13,9 млн человек старше четырех лет. Это 20% всех жителей крупных городов и 63,4% тех, у кого в субботу вечером был включен телевизор. Окончательные данные по России будут известны во вторник, 10 июля.
По предварительным данным, абсолютный рекорд 2008 года в масштабах страны также не был побит. Тогда в крупных городах за игрой сборной России в полуфинале чемпионата Европы следили 16,4 млн жителей крупных городов (55,1% всего населения и 70,5% от всех, кто вообще смотрел телевизор).
Несмотря на то что результаты 2008 года остаются непревзойденными, нынешний чемпионат собрал колоссальную телеаудиторию, отметил директор Института современных медиа Кирилл Танаев. Просто, объясняет эксперт, за эти десять лет кардинально изменилось само медиапотребление. В 2008-м исполнился всего год с начала массовых продаж первого айфона, а айпады еще вовсе не существовали, сегодня же просмотр контента, в том числе спортивного, с мобильных устройств — норма, напомнил Танаев.
В мае 2008 года интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 25 млн человек старше 12 лет, проживающих в крупных городах, по данным Mediascope. Через десять лет, в мае 2018 года (последние доступные данные), таковых было уже 50,5 млн человек. Сейчас в крупных городах для выхода в интернет смартфонами пользуются 78% от всех российских пользователей интернета, планшетами — 28%, кнопочными сотовыми телефонами — только 3% (один и тот же человек может использовать сразу несколько устройств). В 2008 году была информация только по сотовым телефонам — раз в месяц для выхода в интернет их использовали лишь 27% интернет-пользователей.
В этом году онлайн-трансляции всех матчей чемпионата на своих сайтах ведут ВГТРК, «Матч ТВ» и «Первый канал». Видеоплеер последнего установлен также на «Яндексе». Аудитория онлайн-трансляций пока не подсчитана. Но по данным проведенного Mediascope специального телефонного опроса, четвертьфинал Россия — Хорватия по телевизору смотрели 80% респондентов, на других экранах — 22% (возможно несколько вариантов ответа).
Необходимо также учитывать, как возросло за эти годы телесмотрение вне дома, продолжает Танаев. В Москве чуть ли не каждое кафе в преддверии чемпионата установило мониторы для просмотра футбольных матчей, отметил Танаев. Особенностью нынешнего, домашнего, чемпионата стали и официальные фан-зоны, в которых болельщики смотрят матчи на огромных экранах. Помимо официальной фан-зоны на Воробьевых играх и еще одной, открытой лишь на прошлой неделе возле стадиона «Спартак», экраны в столице были установлены также возле Музея Москвы и на Новом Арбате. Транслировались матчи на специальных мониторах и в поездах московского метро.
Не до покупок
О высоком интересе россиян к выступлению национальной сборной говорят и данные оператора онлайн-касс «Платформа ОФД» (обслуживает 550 тыс. аппаратов, или около четверти всех касс).
В частности, во время субботнего четвертьфинала Россия — Хорватия с 21:00 до 22:00 (позже большинство магазинов уже не работает) продажи по всей России снизились на 18% по сравнению с аналогичным днем прошлого месяца (9 июня). За два часа до игры рост продаж по стране составил 9%.
Скачки потребительской активности были отмечены в Краснодарском крае и в Сочи — городе, принимавшем четвертьфинал. В целом по региону во время матча снижение продаж составило 11%, а за два часа до него, наоборот, был зафиксирован рост числа покупок на 26%. И только в Сочи потребительская активность в день матча не угасала: во время игры объем покупок в городе увеличился на 30%, а за два часа до матча прирост составил 55%.