Технологии и медиа, 09 авг 2019, 11:45

Минкультуры планирует запретить проносить собственную еду в кинотеатры

Пока суды встают на сторону недовольных зрителей, бары теряют выручку
Минкультуры предлагает наделить кинотеатры правом запрещать зрителям приходить на сеансы со своими продуктами и напитками в зал. Сейчас кинобары из-за отсутствия такого ограничения теряют до 10% своей выручки
Читать в полной версии
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Министерство культуры разработало законопроект о правилах работы и посещения кинотеатров. Проект поправок в закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

За демонстратором фильмов предлагается, в частности, закрепить обязанности:

  • поддерживать в кинотеатре необходимый уровень безопасности;
  • информировать посетителей об их действиях в случае угрозы чрезвычайной ситуации;
  • организовывать эвакуацию при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • соблюдать требования закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • в случае отмены, замены или некачественного показа фильма по вине демонстратора фильма, а также в случае непредоставления информации о возрастных ограничениях, что привело к невозможности присутствия на показе фильма, возместить полную стоимость билета.

Законопроектом также вводится запрет на фото-, аудио- и видеозапись демонстрируемых фильмов или их фрагментов, вне зависимости от целей.

Но главное новшество для кинотеатров — возможность устанавливать запрет на пронос на сеанс продуктов питания, а также алкогольных и прохладительных напитков, приобретенных вне его территории, указывает гендиректор сети кинотеатров «Премьер Зал» Владимир Петелин.

Законодательная инициатива исходила от представителей отрасли, заявила РБК глава департамента кинематографии Минкультуры Ольга Любимова. Наибольшие проблемы, связанные с проносом зрителями своей еды на сеанс, как отметила Любимова, на сегодня испытывают кинотеатры в небольших российских городах (до 500 тыс. человек).

«Нам об этом рассказали представители индустрии на одном из совещаний. Оказывается, для экономики небольших кинотеатров это разрушительно. Но, конечно, с такими проблемами сталкиваются и многозальники в мегаполисах, которые располагаются в торговых центрах рядом с фудкортами. В результате обсуждения с индустрией этой проблемы и появился законопроект», — добавила она.

Как сейчас регулируется пронос продуктов в зал

В большинстве кинотеатров правила посещения сеансов и сейчас включают запрет на пронос своей еды, но прокуратура неоднократно признавала такие правила ущемляющими права потребителей и выносила предписания об их изменении, рассказывает управляющий партнер юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков.

На стороне потребителей и суды. Так, в июле 2013 года Чкаловский районный суд Екатеринбурга признал незаконным запрет кинотеатра «Киномакс» на посещение сеанса зрителем со своей едой и обязал кинотеатр привести правила посещения в соответствие с действующим законодательством. В своем решении суд опирался на постановление правительства РФ № 1264 «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения» от 17 ноября 1994 года. Эти правила дают администрации кинотеатров право не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала, но лишь в случае нарушения им общественного порядка или порчи имущества. Употребление еды к нарушению правопорядка не относится.

Кроме того, в ст. 16 закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными, напоминает Дедков.

Потребители судились не только с «Киномаксом», но и с другими кинотеатрами, рассказал Петелин. И после этой череды судебных разбирательств кинотеатры, по его словам, сняли запрет на пронос своей еды в кинозалы, несмотря на снижение выручки в среднем на 5–10% в год.

«Но эта проблема имеет не только экономический аспект, здесь также стоит учитывать вопрос безопасности. К примеру, как мы можем точно знать, что в двухлитровой бутылке у посетителя не взрывчатое вещество? А также этические моменты — запах от еды, которую принес с собой посетитель», — обращает внимание топ-менеджер одной из киносетей. Иногда, как утверждает он, на подносе кинозрителей оказывались тарелки с пельменями и селедкой с ближайшего фуд-корта.

Что предлагается изменить

Подготовленные Минкультуры поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» предполагают законодательно закрепить положение, устанавливающее запрет на пронос на территорию кинотеатра продуктов и напитков, приобретенных за его пределами. Цель, которую преследуют авторы законопроекта, — «сохранение имущества и обеспечение общественного порядка и общественной безопасности», указано в документе.

То, что сейчас кинотеатры не смогли запретить зрителям проносить с собой в зал продукты, — результат толкования прокурорами и судами общих принципов закона «О защите прав потребителей», отмечает Дедков из «Юста Аура». Кроме того, по словам эксперта, в действующих правилах, утвержденных постановлением правительства, нет такого права — приходить в кинозал с заранее купленными продуктами и напитками, следовательно, нет и ущемления. Но прокуратура всегда трактовала эту ситуацию именно как ущемление, добавляет юрист.

В случае если поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» будут приняты, они будут иметь приоритет как над общими нормами закона «О защите прав потребителей», так и над постановлением правительства, которое имеет меньшую юридическую силу по отношению к закону, констатировал Дедков.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин назвал предлагаемые Минкультуры поправки «разумными и рыночными». «Эти нормы не носят обязательный характер. Какие-то кинотеатры все так же будут разрешать своим посетителям приходить на сеанс с вареными яйцами и жареной курицей, какие-то — нет. Это станет вопросом их конкурентной борьбы», — рассуждает Янин.

Как это скажется на работе кинотеатров

В 2018 году кассовые сборы кинотеатров снизились на 5,5% и составили 50,3 млрд руб., следует из данных исследования «Кинорынок России 2018–2019» исследовательской компании «Невафильм Research».

Еще большее падение — на 9%, до 13,7 млрд руб., — было зафиксировано в прошлом году в общей выручке кинобаров. Это произошло из-за сокращения числа посещений кинотеатров, в том числе из-за форс-мажорных обстоятельств (пожар в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня») и ЧМ-2018. Кроме того, зритель продолжил экономить на развлечениях, прежде всего урезая свои расходы на попкорн, говорится в исследовании.

Продажа напитков и еды приносит примерно треть выручки объединенной сети «Синема Парк» и «Формула Кино», говорит Алексей Васясин, исполнительный директор по кинотеатральному направлению Rambler Group. В среднем по рынку эта цифра равнялась 27%, следует из данных «Невафильм Research».

В прошлом году доходы от кинобаров сети действительно снизились, признает Васясин. По его мнению, принятие поправок в закон, которые позволят кинотеатрам вводить запрет на пронос еды и напитков, приобретенных вне территории кинотеатра, улучшит условия работы кинотеатров и, безусловно, их экономику — доходы кинобаров могут вырасти на 10%. Кроме того, улучшится гигиена залов: «Никто не знает, откуда зрители приносят еду». Аналогичным образом оценивает ожидаемый экономический эффект и Петелин из «Премьер Зала».

Весь цивилизованный кинотеатральный мир давно так работает, резюмировал гендиректор сети «Киномакс» Дмитрий Нартов.

Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Как лидеру будущего адаптироваться к вызовам рынка: 10 главных навыков
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией