Технологии и медиа, 09 ноя 2016, 14:00

«МегаФон» почти прекратил наращивать выручку от мобильного интернета

Рост конкуренции и снижение цен на услуги привели к стагнации выручки «МегаФона» от мобильного интернета, единственного ощутимого драйвера роста для операторов. По итогам третьего квартала показатель вырос лишь на 0,5%
Читать в полной версии
(Фото: Вадим Скрябин/ТАСС)

Выручка «МегаФона» от мобильных услуг в России по итогам третьего квартала 2016 года сократилась на 3,8% по сравнению с тем же периодом 2015 года, до 66,7 млрд руб., сообщается в отчете оператора. Показатель падает второй квартал подряд, причем темпы падения усиливаются: по итогам апреля—июня выручка сократилась на 2,4%, в то время как в январе—сентябре росла на 0,9%.

Ранее о сокращении мобильной выручки сообщил оператор «ВымпелКом» — у него в третьем квартале показатель в годовом сопоставлении сократился на 1%, до 58 млрд руб. МТС опубликует финансовые результаты позже в ноябре.

Мобильную выручку операторов традиционно поддерживали услуги доступа в интернет. Именно они, по заявлениям сотовых компаний, компенсировали снижение выручки от голосовых услуг. Однако в третьем квартале выручка «МегаФона» от передачи данных выросла лишь на 0,5%, до 21,4 млрд руб. ​Во втором квартале рост составлял 6,2%, в первом — 16%. В ходе конференц-кола представитель «МегаФона» пояснил, что компания направляет усилия на рост количества абонентов на пакетных тарифных планах (предлагают набор услуг, звонков, СМС, интернет-трафика за фиксированную плату в месяц). «Мы увеличиваем трафик в пакетах, но оставляем привлекательные для клиентов цены. Это влияет на доходы от мобильного интернета», — пояснил он. В третьем квартале среднее потребление трафика у интернет-абонентов увеличилось почти на треть, в то время как средний счет такого пользователя сократился на 5,3%, до 231 руб.

У «ВымпелКома» рост выручки от мобильного интернета в течение года от квартала к кварталу составлял около 20%. МТС в мае перестала раскрывать показатель доходов от мобильного интернета. Компания объяснила этот шаг тем, что при росте проникновения пакетных тарифов сегментация мобильной выручки выглядит «математическим упражнением» и может привести к некорректному сравнению операторов.

Аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович связывает сокращение интернет-выручки «МегаФона» с ошибками тарифной политики. По его мнению, увеличение трафика в пакетных тарифах не только позволило переманить абонентов конкурентов, но и каннибализировало собственную абонентскую базу «МегаФона», которая переключалась на более дешевые тарифы. Абонентская база оператора за год выросла на 2,1%. На конец сентября «МегаФон» обслуживал 75,5 млн мобильных абонентов в России, из них 41% пользовался интернет-услугами.

В снижении темпов роста интернет-выручки нет ничего драматичного, продолжает Венгранович, в то же время обращая внимание на понижение годового прогноза компании по OIBDA. «МегаФон» ожидает, что по итогам 2016 года этот показатель составит 118 млрд руб., в то время как ранее прогноз составлял 120–126 млрд руб. Отчасти понижение прогноза связано с большими маркетинговыми расходами компании в четвертом квартале, говорит Венгранович.

По итогам третьего квартала общая консолидированная выручка «МегаФона» снизилась на 0,2%, до 81,1 млрд руб. На Россию приходилось 98,5%,​ или 79,87 млрд руб. (компания также работает на рынках Таджикистана, Абхазии и Южной Осетии). Выручка на домашнем рынке «МегаФона» сократилась на 0,1%. Оператор ожидает, что в общей структуре выручки будет расти доля доходов от продажи смартфонов и других устройств (сейчас — 9%). «Рост продаж оборудования приведет в будущем к повышению спроса на услуги мобильной передачи данных», — заявил гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков, процитированный в сообщении компании.

Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам