Telegram меняется в лице: зачем Дуров ликвидирует одну из своих компаний
Павел Дуров ликвидирует компанию Telegram Messenger LLP, следует из материалов британского государственного реестра юридических лиц. Согласно тексту заявления, подписанного Дуровым 19 декабря 2018 года, он просит прекратить регистрацию этой компании и исключить ее из реестра.
Павел Дуров не раскрывает юридическую структуру своей группы, однако ранее он указывал это юрлицо как основное для своего мессенджера. Зачем потребовалась его ликвидация и почему она не повлияет на ситуацию с блокировкой мессенджера в России, разбирался РБК.
Чем занимается Telegram Messenger LLP?
В документах из британского реестра юридических лиц указано, что Telegram Messenger LLP была учреждена 21 февраля 2014 года двумя компаниями — Dogged Labs Ltd (Британские Виргинские острова) и Telegraph Inc. (Белиз). Обе структуры были связаны с Дуровым, рассказывали РБК собеседники, близкие к основателю соцсети «ВКонтакте».В мае 2018 года вместо Dogged Labs совладельцем компании стала Telegram Messenger Inc., которая также зарегистрирована на Британских Виргинских островах. По данным за финансовый год, закончившийся 28 февраля 2017-го (последняя доступная информация), компания ничего не заработала. Ее операционный убыток составил £1,491 млн (135 млн руб. по среднему курсу за тот период), административные расходы — £127 тыс. (11,5 млн руб.).
Именно Telegram Messenger LLP с июля 2017 года включена в российский реестр организаторов распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся мессенджеры, сервисы электронной почты и другие площадки, позволяющие обмениваться сообщениями в интернете). Согласно российскому законодательству, ОРИ должны предоставлять Роскомнадзору сведения о себе для включения в специальный реестр, а ФСБ — информацию, необходимую для дешифровки переписки пользователей. Кроме того, они обязаны хранить на территории России данные о фактах приема, передачи и обработки голосовой информации, сообщений, видео и других видов коммуникации пользователей в течение одного года, а также содержание коммуникации пользователей — до шести месяцев. За неисполнение любой из этих обязанностей сервис может быть заблокирован на территории России.
Ранее, в июне 2017 года, глава Роскомнадзора Александр Жаров в открытом письме предупредил Павла Дурова о блокировке, если тот не предоставит сведения для включения мессенджера в реестр ОРИ. В ответ Дуров вступил в публичную полемику с Жаровым, но в конце концов опубликовал ссылку на страницу Telegram Messenger LLP в британском реестре и указал, что регистрационные данные о компании — издателе Telegram «не являются секретом и доступны любому желающему». Впоследствии, в апреле 2018 года, Telegram все же был заблокирован в России по решению Таганского районного суда из-за того, что не выполнил требование ФСБ о предоставлении ключей для расшифровки переписки пользователей. Иск был подан Роскомнадзором, в качестве ответчика по нему также указывалась Telegram Messenger LLP.
Павел Чиков, руководитель правозащитной группы «Агора», которая ведет дело о блокировке Telegram в России, не смог прокомментировать желание Павла Дурова ликвидировать Telegram Messenger LLP. Однако он отметил, что «эти действия не являются частью дела», которое ведут юристы «Агоры».
Сам Павел Дуров не ответил на вопросы РБК.
Что еще входит в группу Telegram?
Изначально приложение мессенджера для операционной платформы Android было зарегистрировано на Telegram LLC, но в апреле 2014 года издателем стала Telegram Messenger LLP. На данный момент издателем приложения Telegram для iOS значится компания Telegram LLC, а для Android — Telegram FZ-LLC. На компанию Telegram Messenger LLP зарегистрированы приложение Telegram X (альтернативная версия оригинального мессенджера) для iOS и классическое приложение Telegram для Windows Phone.
Помимо указанных компаний Павел Дуров вместе со своим братом Николаем владеют зарегистрированными на Британских Виргинских островах компаниями Telegram Group Inc. и TON Issuer Inc., говорилось в документах, поданных ими в Комиссию по ценным бумагам и биржам США в начале этого года в рамках проведения ICO (initial coin offering — первичное размещение монет криптовалюты или токенов). ICO проводилось для привлечения средств на запуск блокчейн-платформы Telegram Open Network (TON). Владельцам мессенджера удалось привлечь $1,7 млрд от группы неназванных инвесторов.
Скажется ли ликвидация на блокировке мессенджера?
По мнению опрошенных РБК юристов, ликвидация юрлица, фигурирующего в иске Роскомнадзора, не повлияет на положение мессенджера в России. «Если верить информации, представляемой самой компанией, у сервиса не менее 200 млн пользователей во всем мире, а в России на момент блокировки — всего 3,7 млн. С учетом того что противостояние с Роскомнадзором и переход на «нелегальное положение» не делают отечественный рынок хоть сколько-нибудь привлекательным для компании, ликвидировать ее с целью создания нового чистого юрлица не имеет никакого практического смысла», — считает управляющий партнер компании «УК «Право и Бизнес» Александр Пахомов. Более того, на новую компанию будут распространяться ровно те же требования федерального закона, которые компания Дурова выполнять отказывается, отметил юрист.
Учредитель компании «Юридические и финансовые креативные решения» Юрий Брисов напомнил, что причина блокировки мессенджера связана не с деятельностью конкретного юрлица, а с политикой Telegram. «Насколько известно, на сегодняшний день компания не планирует радикально менять подход к предоставлению властям информации о пользователях. Соответственно, не стоит ожидать и отмены блокировки», — указал он.
Зачем понадобилась ликвидация?
По мнению Александра Пахомова, скорее всего, речь идет о кардинальных изменениях структуры бизнеса Дурова, который помимо мессенджера включает в себя целый ряд как связанных, так и не связанных с ним проектов, например платформу для криптовалют. Согласно инвестиционному меморандуму, разработчики TON планировали запустить платформу до конца 2019 года, иначе они будут вынуждены вернуть средства инвесторам, вложившимся в рамках ICO.
Старший юрист юридической фирмы GMT Legal Станислав Соколовский связывает ликвидацию Telegram Messenger LLP с вероятной реструктуризацией группы компаний в связи с тем, что компания была учреждена юридическими лицами Британских Виргинских островов (БВО) и Белиза. Изменения в законодательстве БВО, вступившие в силу 2 января 2019 года, вынуждают многие крупные компании в данный момент реструктурировать деятельность, пояснил Соколовский.
Как пояснил советник юридической фирмы CMS в России Константин Бочкарев, английское партнерство LLP (limited liability partnership, товарищество с ограниченной ответственностью) — это часто встречающаяся форма ведения бизнеса молодых интернет-компаний. Руководят таким товариществом сами партнеры, а не совет директоров, и если оно ведет деятельность за пределами Великобритании, партнеры самостоятельно платят налоги в своих юрисдикциях. «Такая форма удобна только на ранней стадии — LLP можно быстро и недорого зарегистрировать, при этом Великобритания — это респектабельная юрисдикция. Однако когда компания начинает активно вести операционную деятельность, эта форма становится неудобной из-за сложностей, которые несет такой налоговый режим, а также риска ответственности партнеров», — пояснил Бочкарев. По его словам, ликвидация Telegram Messenger LLP — это скорее часть реструктуризации, характерная для интернет-компаний в зрелом состоянии.
Юрий Брисов предположил, что ликвидацию Telegram Messenger LLP также можно объяснить тем, что весной этого года Великобритания покинет Евросоюз. «Многие компании, нацеленные на бизнес в Евросоюзе, покидают Великобританию. Один из безболезненных способов прекратить свое присутствие в регионе — добровольная ликвидация», — пояснил он.