Технологии и медиа, 10 фев 2015, 19:02

Отечественные фильмы обеспечили российским кинотеатрам 19% сборов

Доля российских фильмов в общем кинопрокате не так мала, как говорят чиновники. По этому показателю Россия с 18,9% занимает в Европе 15-е место, опережая такие страны, как Австрия, Бельгия или Португалия
Читать в полной версии
Фото: Lori

В середине рейтинга

European Audiovisual Observatory (Европейская аудиовизуальная обсерватория, EAO) опубликовала отчет, в котором подвела итоги 2014 кинотеатрального года для 35 стран. Данные базируются на статистике, предоставленной либо государственными организациями, отвечающими за поддержку местной кинематографии, либо национальными исследовательскими компаниями. Цифры по России приведены со ссылкой на компанию «Невафильм Research» (специализируется на изучении кинотеатрального бизнеса).

Для стран, вошедших в топ-15, за исключением Болгарии, Великобритании и России, доля национальных фильмов подсчитана от количества проданных билетов. Для этих трех стран – от общих кассовых сборов.

Доля денежных сборов отечественных фильмов в российском кинопрокате в прошлом году достигла 18,9%, что на 0,5 п.п. больше, чем в 2013-м. В результате в получившимся рейтинге EAO Россия заняла 15-е место из 35 возможных.

Возглавляет этот рейтинг Турция, где доля сборов местного кино достигла 59%. На втором месте Франция с 44%, а замыкает тройку лидеров Италия с 27,8%. Наименьшие показатели в Хорватии (2%), Люксембурге (1%) и Румынии (0,2%).

Самый большой прорыв за прошедший год сделала Испания. Здесь доля национального кино выросла на 12 п.п. (с 13,5 до 25,5%). Следом идет Франция (рост на 10,2 п.п., с 33,8 до 44%). Значительный рост сборов французского кино ЕAO объясняет успехом сразу трех локальных блокбастеров: «Безумная свадьба» (режиссер Филипп де Шоврон), «Любовь от всех болезн​ей» (Дэни Бун) и «Люси» (Люк Бессон).

А вот доля сборов американского кино в 12 из 14 стран Евросоюза, по которым удалось собрать детальную статистику, упала в 2014 году с 70 до 63%, говорится в исследовании.

Успеху европейского кино на местных рынках способствуют протекционистские меры, говорит издатель «Бюллетеня кинопрокатчика» Дмитрий Литвинов. К примеру, во Франции нельзя рекламировать кино, в том числе американское, на телевидении, а часть сборов со всех картин отчисляется в специальный фонд поддержки отечественного кино. В Турции, насколько известно, запретительных мер против зарубежного кино нет, просто зрители в силу своего менталитета сами отдают предпочтение отечественному  кинематографу.

Квоты и привилегии в прокате

Доля национального кинематографа в прокате давно волнует российских чиновников. Еще в начале 2013 года Министерство культуры обещало разработать законопроект о квотах для национального кино. Правда, в итоге министерство решило, что пока  заградительные меры для защиты российского кино не нужны.

Летом 2014 года Мединский пообещал, что, если по итогам года доля российского кинопоказа увеличится, в 2015-м Минкультуры не будет возвращаться к вопросу о квотах. Зато уже в январе 2015 года министр заявил, что чиновники готовы обсуждать перенос даты выхода в прокат западных блокбастеров на более поздний срок, если они выходят одновременно с российскими картинами.

Самым кассовым российским фильмом из вышедших в 2014 году, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», стал «Вий», собравший в прокате 1,2 млрд руб. На втором месте – «Елки 1914» (700 млн руб., прокат продолжился в 2015 году), на третьем – «Горько-2» (550 млн руб.).

Пресс-службы Минкультуры и Фонда кино пока не ответили на запрос РБК о дальнейших планах по стимулированию отечественного кино.

Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР