Технологии и медиа, 10 июл 2018, 08:01

Столичный сервис каршеринга BelkaCar запустится в Сочи

Каршеринг BelkaCar начнет оказывать услуги аренды автомобилей в Сочи. Это первый город, где BelkaCar запускает услуги после Москвы. Ранее компания потеряла статус лидера на рынке столицы
Читать в полной версии
Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

Сервис каршеринга BelkaCar начнет работать в Краснодарском крае, рассказал РБК представитель компании. С 12 июля арендовать машину можно будет в Большом Сочи, Красной Поляне и на курорте «Роза Хутор». Cтартовать компания решила в премиальном сегменте (BelkaBlack), то есть для аренды будут доступны только автомобили Mercedes (от 14 руб. за минуту). Аренда Kia (в Москве сейчас это около 8 руб. за минуту) и бесплатное ожидание в ночное время в городе-курорте пока не предусмотрены.

Сервис BelkaCar заработал в Москве в 2016 году. Его основательницами стали Екатерина Макарова, Лориана Сардар и Елена Мурадова. В запуск проекта они вложили собственные средства в размере $250 тыс., а также привлекли бридж-финансирование от основателя «ВымпелКома» Дмитрия Зимина (еще $250 тыс.). В начале 2017 года в сервис вложился фонд прямых инвестиций Bryanston Group. Сумму инвестиций компания не раскрывала, но «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники писал, что она составила €2,1 млн.

В марте «Ведомости» сообщили, что BelkaCar обошел по числу автомобилей «Делимобиль» и стал по этому показателю лидером московского рынка каршеринга с долей 31,5%. В распоряжении компании было 1925 автомобилей, в то время как у «Делимобиля» — около 1700. Однако на данный момент лидер рынка вновь сменился. Как сообщил РБК представитель «Делимобиля», в распоряжении этого сервиса сейчас более 2,5 тыс. автомобилей в столице. Московский парк BelkaCar состоит из 2,3 тыс. автомобилей, рассказал представитель этой компании.

Всего у BelkaCar 2,4 тыс. машин. Для запуска в Сочи компания взяла в операционный лизинг (форма аренды) 75 Mercedes-Benz GLA. «Вся партия взята непосредственно под запуск в Сочи, то есть это новые автомобили, которые в Москве раньше не использовались», — отметил представитель компании. Во сколько обошелся запуск сервиса в Сочи, он не раскрыл.

По оценке одного из участников рынка каршеринга, лизинг автомобиля подобного класса составляет примерно 45 тыс. руб. в месяц. Таким образом, только на лизинг затраты BelkaCar могут составить 40,5 млн руб. в год. Для сравнения: стоимость лизинга автомобилей категории Kia Rio или Hyundai Solaris (модели, которые в основном используют сервисы каршеринга) составляет менее 20 тыс. руб. в месяц.

Дальше от Москвы

В начале июля издание «Фонтанка» сообщило, что до конца 2018 года BelkaCar появится в Санкт-Петербурге. Но в компании сообщили, что Сочи станет единственным регионом, в который пока выходит сервис. Дальнейшие планы по экспансии представитель каршеринга не раскрыл.

«Сочи — это регион с хорошей покупательной способностью, низкой ценовой эластичностью и с высокой долей москвичей из-за курортного происхождения», — пояснил представитель компании. Выход на рынок именно в премиальный сегмент он объяснил тем, что, во-первых, в Сочи средний чек и на такси выше, чем в Москве. Во-вторых, большая доля потенциальной аудитории в Сочи приходится на приезжих москвичей, которые уже хорошо знакомы с услугами каршеринга и на отдыхе могут позволить себе аренду более дорогого автомобиля. Кроме того, в Сочи пока нет премиального сервиса аренды с большим количеством автомобилей, отметил представитель BelkaCar.

Общий автопарк каршеринга в России насчитывает примерно 12–13 тыс. машин (на основе публичных данных). Большая часть машин сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге, также сервисы присутствуют в Краснодарском крае, Уфе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других городах. В столице работает более десяти операторов каршеринга, среди них — «Делимобиль», YouDrive, BelkaCar, Car4You, «Яндекс.Драйв» и др. По данным департамента транспорта Москвы, по состоянию на апрель 2018 года столичный автопарк каршеринга насчитывал 7,7 тыс. машин. По прогнозам мэра города Сергея Собянина, которые он озвучил в марте 2018 года, до конца года общий парк автомобилей для краткосрочной аренды составит не менее 10–15 тыс.

Сейчас в распоряжении «Делимобиля» по всей стране более 3 тыс. автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске, Грозном, Сочи. «Мы считаем такие города, как Екатеринбург, Грозный, Уфа, удачными для региональной экспансии. По крайней мере в них услуги каршеринга пользуются спросом, причем не только от москвичей, которые приезжают в город, но и от местных жителей», — отметил гендиректор «Делимобиля» Леонид Сысоев. По его словам, минимум для старта в новом регионе нужно от 50 до 100 автомобилей. «Помимо этого требуются аренда помещения для размещения регионального офиса, доработка ИТ-системы и операционные расходы на обслуживание автомобилей», — говорит он.

Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

По словам Сысоева, выход за пределы Москвы обусловлен в том числе тем, что столичный рынок каршеринга уже достаточно конкурентный и на нем присутствуют много участников. «Любой оператор [сервиса каршеринга], который первым приходит в регион, имеет конкурентное преимущество», — отметил глава «Делимобиля». В то же время он видит потенциал роста и у московского рынка. «По нашим подсчетам, в 2019 году общий автопарк столичных каршерингов составит примерно 20 тыс. автомобилей. Чтобы удовлетворить спрос клиентов в любом городе-миллионнике, должна быть как минимум 1 тыс. автомобилей на миллион жителей», — сказал Леонид Сысоев.

По мнению основателя сервиса каршеринга YouDrive Бориса Голикова, сейчас для региональной экспансии привлекательны Санкт-Петербург и Сочи. Автопарк YouDrive насчитывает 2,1 тыс. машин, из которых 50 приходится на Сочи. «В Сочи ставка сделана именно на москвичей, которые уже привыкли к сервису каршеринга. Однако сложность рынка Сочи — в его сезонности. Запуск в разгар лета для BelkaCar вполне логичен, так как за сезон все расходы на запуск могут вполне окупиться. Но надо учесть, что в низкий сезон доходы от услуги будут в разы меньше», — указал Голиков.

Борис Голиков считает, что запуск в новом регионе уже работающего каршеринга не требует больших инвестиций. «Во-первых, выход в новый город не требует лицензии. Во-вторых, компания может перекинуть на новый рынок часть московского парка. Единственное, что потребует инвестиций, — это организация технического обслуживания автомобилей и техническая поддержка для пользователей (обновление мобильного приложения, например)», — поясняет он.

В мае на рынке отечественного каршеринга произошла первая сделка по объединению активов. Московская компания Anytime (первый оператор каршеринга, появился в 2012 году) перешла под контроль основному инвестору «Делимобиля» — компании Mikro Kapital Group, которая в течение двух лет намеревалась инвестировать в рынок каршеринга €250 млн.

Россия в черном списке ЕС по отмыванию денег. Что это значит
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНС
Замедление YouTube обрушило траты рекламщиков на него в России на треть
Минфин собрал заявки на дебютные ОФЗ в юанях. Стоит ли их покупать
ФНС может посчитать продажу в соцсетях бизнесом. Как избежать штрафов
Китай рекордно закупает СПГ из России. Поможет ли это НОВАТЭКу
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Как бизнесу выйти на рынок b2g и почему не стоит бояться госсектора