Технологии и медиа, 10 авг 2022, 09:00

Больше 50% стартапов из России заявили о желании иметь бизнес в СНГ и ЕС

Несмотря на релокацию многих стартапов, для большинства из них Россия остается основным рынком. Одновременно многие стремятся выйти в другие страны, в том числе США, где по-прежнему проще доступ к капиталу
Читать в полной версии
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Россию назвали основным для себя рынком 88% представителей стартапов, опрошенных аналитической платформой Dsight в июне—июле (результаты есть у РБК). Опрос проводился путем онлайн-анкетирования через личные приглашения, в нем приняли участие 64 стартапа и 21 инвестор, связанные с российским венчурным рынком.

Для 73% опрошенных представителей стартапов Россия является одним из целевых рынков. Значительная доля опрошенных также назвала среди целевых рынков СНГ (58%), Европу (53%), Ближний Восток (44%), Азию (43%) и США (42%). При этом сейчас основными рынками для респондентов помимо России являются СНГ (так ответили 45% опрошенных), Европа и Азия (по 14%), США (12%), Ближний Восток (11%). Общая сумма ответов могла превышать 100%, поскольку респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа, пояснил представитель Dsight.

Рынки Европы и США — крупнейшие для любого российского бизнеса, поэтому стартапы будут неизменно стремиться туда попасть, отметил основатель Dsight Арсений Даббах. По его словам, чтобы расти и развиваться, стартапам нужен капитал, который в США и Европе более доступен, чем в других странах. Также стартап может получить высокую оценку стоимости в Китае, но «это специфический рынок с языковым и ментальным барьером, куда выходить сложнее», пояснил собеседник РБК. Значительную долю респондентов с фокусом на российском рынке эксперт объяснил сложностью выхода за рубеж.

По мнению управляющего партнера TMT Investments Артема Инютина, в России продолжают оставаться несколько типов стартапов: те, кто только начинает обкатывать свою бизнес-модель и пытается понять, как будет работать их бизнес; те, кто уже осознал, что их бизнес будет региональным, рассчитанным на Россию и местных инвесторов и стратегов. Есть еще и такие, кто за предыдущие годы показал успешную работу в России и при выходе на иностранные рынки разделяет бизнес на части — российскую и зарубежную.

По словам Даббаха, сейчас российские стартапы также проявляют большой интерес к Индии. В будущем они могут заинтересоваться рынками Бразилии, Мексики, Аргентины и других стран Латинской Америки, поскольку это хаб для выхода в США, считает Даббах. Управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко отметил, что успешных кейсов на Ближнем Востоке и в Азии пока немного и что эти рынки «обладают большой спецификой и потребуется время, прежде чем российские предприниматели в них разберутся и научатся привлекать инвестиции».

Почти 40% опрошенных представителей стартапов сообщили, что они уже релоцировались или планируют переехать в другие страны. Среди основных направлений релокации назывались Европа (44%), СНГ (16%) и Ближний Восток (12%). Большинство уже проводивших релокацию стартапов перевезли в другие страны от одного до десяти сотрудников. Из тех, кто релоцировался или планирует, 48% продолжают считать Россию одним из целевых рынков. «Многие стартапы, которые релоцировались, уехали на эмоциях, в основном в СНГ. Поняв, что это только промежуточное звено, одни уехали дальше, другие вернулись, но все осознали, что нужно сохранять бизнес в России», — пояснил Даббах.

Сейчас «движения» с релокацией выглядят хаотично и несистемно, отметил Колесниченко. По его словам, в нынешних условиях объективно тяжело выстраивать модель, когда команда релоцирована в другие страны, а ключевой целевой рынок остается в России. «Продажи, партнерства, развитие бизнеса всегда тяжело выстраивать без локального присутствия. Долгосрочно подобная модель вряд ли пройдет проверку на прочность», — уверен Колесниченко.

Согласно данным опроса, венчурные инвесторы есть только у 23% респондентов, но 77% стартапов планируют привлекать финансирование до конца 2022 года. Большинство стартапов заинтересованы в деньгах бизнес-ангелов, локальных частных фондов, в грантах.

Среди опрошенных инвесторов 43% заявили, что сменили свой географический фокус для инвестиций. Топ-3 направлений сейчас выглядит так: СНГ (78%), Ближний Восток (66%) и Азия (44%). Ранее российские инвесторы преимущественно вкладывались в локальные стартапы, а также в созданные россиянами компании в США и Европе. При этом Даббах сомневается, что на российском рынке стоит ожидать появления инвесторов из Китая, Индии и с Ближнего Востока, поскольку те могут опасаться санкций и им должно хватать своих рынков.

Что ждут по итогам года

По данным Dsight, 2021 год был рекордным для российского венчурного рынка: объем привлеченных средств составил $2,4 млрд, что в три раза больше показателя 2020-го. В первом квартале 2022-го венчурные инвестиции выросли на 27% по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысили $680 млн. По мнению экспертов, геополитические события пока не начали влиять на рынок, хотя в конце марта — начале апреля стали снижаться количество сделок и оценки компаний. Но уже в мае управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский в интервью РБК заявил, что российский венчурный рынок разрушен, компании не знают, откуда привлекать инвестиции.

Даббах ранее прогнозировал, что по итогам года объем рынка и количество сделок могут упасть в два-три раза по сравнению со значением 2021-го. Этот прогноз по-прежнему актуален, отметил он. «Многие стартапы продали российскую часть бизнеса, выбрав вариант развития за пределами России, так же как и инвесторы переключились на работу за рубежом, поэтому спад неизбежен. Но рынок не схлопнулся окончательно», — подчеркнул Даббах. «В конце весны — начале лета проекты были заняты релокацией и не могли показывать хорошие результаты. К этому добавляется падение российской экономики и проблемы фондовых рынков. Все вместе затрудняет и без того тяжелый бизнес стартапов», — рассуждает Инютин. В то же время он считает, что делать прогноз об итогах года пока рано, поскольку до конца 2022-го и в мировой экономике, и в политике может произойти много изменений.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как западные бренды симулируют уход из России
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Теория мертвого интернета. Почему боты вытеснили из Сети живых людей
Pro
Может ли жена получить долю в компании бывшего супруга после развода
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы