Технологии и медиа, 11 мар 2022, 20:47

Владельца Instagram и FB просят признать экстремистом. Что это значит

Генпрокуратура потребовала признать Meta Platforms, владельца Instagram и Facebook, экстремистской организацией в России. Точного ответа на вопросы о том, есть ли риски для пользователей платформ и инвесторов, у юристов пока нет
Читать в полной версии
Фото: Александр Земляниченко / AP

В пятницу, 11 марта, Генпрокуратура потребовала признать американскую компанию Meta Platforms Inc. (владеет Facebook, Instagram, WhatsApp) экстремистской организацией. Накануне представитель Meta заявил, что «в свете событий на Украине компания временно снимает в своих социальных сетях запрет для жителей ряда стран на размещение информации, содержащей призывы к насилию против российских граждан, в том числе военнослужащих».

В Генпрокуратуре посчитали, что такие действия руководства компании «формируют представление о допустимости террористической деятельности» и «направлены на разжигание ненависти и вражды к гражданам России». Через несколько часов после этого заявления Роскомнадзор объявил, что ограничит доступ к Instagram из-за призывов к насилию в отношении россиян. На прошлой неделе, 4 марта, в России уже был заблокирован Facebook из-за ограничений в отношении постов российских СМИ на платформе.

РБК направил запрос в Генпрокуратуру.

Какими могут быть последствия признания Meta экстремистской организацией для пользователей ее сервисов и российских инвесторов, разбирался РБК.

Есть ли риски для пользователей

По данным Mediascope, на конец января этого года WhatsApp занимал четвертое место в рейтинге российских интернет-ресурсов: его месячный охват по всем городам России в аудитории старше 12 лет превышал 83 млн человек. Instagram в этом же рейтинге занимал восьмую строчку (67 млн), Facebook не входил в топ-10 (51,8 млн). Лидеры рейтинга — «Яндекс» (почти 94 млн), Google (более 91 млн) и YouTube (более 89 млн), на пятом месте — «ВКонтакте» (79 млн).

Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил, что владельцы аккаунтов в Instagram не будут считаться преступниками.

«Блокировка ресурса вряд ли кого-то удивит или напугает, — уверен гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. — Большинство пользователей уже научились пользоваться VPN». Он сомневается, что несколько десятков миллионов пользователей сервисов Meta «одновременно будут признаны преступниками».

По словам управляющего партнера петербургского офиса Pen & Paper Алексея Добрынина, пока не будет вступившего в законную силу решения суда, у пользователей Instagram и Facebook нет рисков быть привлеченными к ответственности по статье за участие в экстремистской организации. В случае признания Meta экстремистской организацией все пользователи соответствующих сервисов также не будут признаны ее участниками. С учетом разъяснений пленума Верховного суда, под участием в такой организации понимается совершение лицом умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации. «То есть любительская фотография рядового пользователя или блог о пользе продуктов не являются действиями, которые направлены на продолжение действий Meta по снятию запрета в принадлежащих ей соцсетях на призывы к смерти в отношении россиян, а значит, и привлечь такого пользователя не за что, нет состава преступления», — уверен Добрынин.

Один из авторов закона «О СМИ» Михаил Федотов в разговоре с РБК сообщил, что сомневается в юридической чистоте требования о признании Meta экстремистской организацией. Наказанию за распространение экстремистских материалов должны подвергаться непосредственно те, кто распространяет противоправную информацию, а не сама платформа. «Я, безусловно, не одобряю решение компании не препятствовать распространению русофобии и призывов к насилию в отношении российских военных, тем более что это противоречит собственным правилам Facebook, но отказ запрещать экстремистские высказывания не может быть квалифицирован как экстремизм, поскольку не равнозначен их массовому распространению. Когда вы идете по улице и на ваших глазах происходит драка, вы можете ее разнять, а можете пройти мимо. Ни в том, ни в другом случае в ваших действиях нет ничего противоправного», — рассуждает Федотов.

Он отметил, что фактически Meta отказывается мониторить пользовательский контент, хотя обязана это делать по закону «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав человека», но за это доступ к ресурсу компании уже заблокирован. Однако, даже если Meta будет признана экстремистской организацией, пользователи Facebook и Instagram, по словам Федотова, ответственности не понесут: «Они могут нести ответственность только за то, что содержится в их собственных аккаунтах. Если там есть призывы к насилию, другие экстремистские материалы — тогда да. Ответственность всегда персонализирована. В данном случае признается экстремистской организация, а не ее пользователи. Пользователь Facebook — это лицо, которое пользуется услугами Facebook, не является ни ее членом, ни функционером».

Однако партнер адвокатского бюро «А-ПРО» Антон Воробьев считает, что, если Meta будет признана экстремистской организацией, это создаст риски для ее участников. «Участием является любое участие в ее мероприятиях, пропаганда, реклама и т. д.», — указал он. В то же время Воробьев отметил, что сейчас в списке экстремистских организаций Минюста значатся некоммерческие и религиозные объединения. «В России еще никогда не вставал вопрос о законности действий инвесторов и учредителей «экстремистского» бизнеса, его рекламодателей, потребителей. Тем более в таком количестве», — подчеркнул он. По его словам, с июня 2021 года признание какой-либо организации экстремистской предполагает ряд ограничений для ее владельцев, руководства и работников, даже тех, кто покинул должность пять лет, три или один год назад в зависимости от должности, в том числе поражение в пассивном избирательном праве.

По словам создателя LiveInternet Германа Клименко, обычных пользователей могут обвинить в пособничестве экстремизму. «Стоит обратить внимание, что Генпрокуратура имеет в виду всю компанию Meta, которая включает Facebook, Instagram, WhatsApp. Заблокированы могут быть все эти сервисы», — подчеркнул Клименко.

Есть ли риски для инвесторов

На 11 марта рыночная капитализация Meta составляла $531,4 млрд. Площадка первичного листинга компании — американская биржа NASDAQ. С начала этого года бумаги Meta подешевели на 42,5%, с $339,21 до $194,99 за бумагу на момент закрытия торгов NASDAQ 10 марта.

В пятницу, 11 марта, по состоянию на 18:23 мск стоимость акций Meta на американской площадке снизилась до $190 за бумагу. Обыкновенные акции Meta также обращаются на Московской и Санкт-Петербургской биржах, а россияне могут совершать операции с бумагами в том числе через российских брокеров. Согласно отчету Санкт-Петербургской биржи (специализируется на торговле иностранными бумагами) за февраль этого года, на бумаги Meta пришлось 6,92% от общего месячного объема торгов, что в денежном выражении составляет $1,77 млрд. На СПБ Бирже акции Meta занимают второе место по группе инструментов «иностранные ценные бумаги». Инвесторы на данный момент могут продавать и покупать акции Meta в режиме основных торгов. На Мосбирже работа фондовой секции приостановлена с 28 февраля по решению Банка России. На этой площадке бумаги Meta в январе не вошли в топ-10 иностранных акций в портфеле частного инвестора.

РБК направил крупным брокерам вопросы о том, какие рекомендации они дадут держателям бумаг Meta на фоне возможного признания компании экстремистской организацией в России. Часть из них отказались от комментариев, сославшись на ожидание пояснений от российского регулятора. Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын полагает, что заявление Генпрокуратуры с высокой вероятностью будет удовлетворено, «поэтому акции Meta для российских инвесторов стали максимально рискованными». За разъяснениями РБК также обратился в Банк России.

По мнению Михаила Федотова, если Meta будет признана экстремистской организацией, ее акционерам невозможно будет предъявить обвинение в финансировании экстремистской деятельности: «Они владеют акциями, но не управляют организацией. Тем более если они приобретали эти акции до того, как организация была признана экстремистской».

Другое мнение у управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина. Он напомнил, что по закону финансирование экстремистской деятельности — это предоставление средств, их сбор или оказание финансовых услуг, направленных на обеспечение работы организации из списка. «Очевидно, что эмиссия ценных бумаг публичным акционерным обществом направлена в первую очередь на привлечение инвестиций, то есть средств, которые направляются в том числе и на финансирование деятельности организации. Приобретение акций такой организации действительно может быть при определенных обстоятельствах квалифицировано как финансирование экстремистской деятельности», — полагает юрист. Он добавляет, что работа бирж по организации торгов акциями Meta тоже может расцениваться как оказание финансовых услуг экстремистским организациям.

Юрий Федюкин называет ситуацию «беспрецедентной» и затрудняется прогнозировать, могут ли действия держателей бумаг Meta расцениваться как уголовно наказуемое деяние. Он напомнил, что, согласно Уголовному кодексу, за предоставление или сбор средств, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации, грозит штраф от 300 тыс. до 700 тыс. руб., принудительные работы на срок от года до четырех лет, а также лишение свободы.

Позднее председатель комитета Госдумы по информполитике и связи Александр Хинштейн заявил РБК, что миноритарные акционеры Meta не будут считаться пособниками экстремизма, если компанию признают в России экстремистской организацией. Он пояснил, что миноритарии фактически не участвуют в управлении компанией и не принимают решений. Эту позицию разделяют Генпрокуратура и Роскомнадзор, подчеркнул Хинштейн.

Кто еще пострадает из-за блокировки Instagram

Instagram является площадкой для заработка блогеров. Ранее Yoloco оценивала, что певец Алишер Моргенштерн, у которого в Instagram 7,6 млн подписчиков, может получать за одну рекламную сторис около 2 млн руб. У блогера Александры Митрошиной, рассказывающей о своей жизни, феминизме, путешествиях и спорте (2,5 млн подписчиков), стоимость рекламы оценивалась в 1 млн руб., у блогера Дины Саевой (7,5 млн подписчиков) — примерно в 600 тыс. руб.

Точных оценок оборота торговли через Instagram и Facebook в России нет, но по итогам 2020 года аналитики Data Insight и Avito заявляли, что объем покупок товаров через интернет одним физическим лицом у другого (без учета сделок с автотранспортом и недвижимостью) достиг 1 трлн руб., число таких продавцов составляло около 13,2 млн человек, покупателей — 13,3 млн. В основном через интернет продаются бывшие в употреблении вещи.

У блогеров, которым советовали «пойти поработать на заводе», теперь появится такая возможность, шутит Герман Клименко. Или им придется перейти во «ВКонтакте» и на другие платформы.

«Естественно, на моей деятельности и на деятельности малого и среднего бизнеса, который подвязан на Instagram и WhatsApp, [возможная блокировка] скажется напрямую. Но те, у кого есть аудитория, кто умеет взаимодействовать с ней, имеет навыки продвижения, смогут перейти на другие платформы и продолжить работу. Сейчас мы рассматриваем в основном Telegram и «ВКонтакте», — рассказала РБК Александра Митрошина. В то же время она отметила, что «ВКонтакте» «вызывает опасения» из-за случаев уголовного преследования за лайки и репосты. «Ничего страшного не произойдет. Большинство наших артистов имеют альтернативные соцсети: почти у всех профили во «ВКонтакте», многие активировали свои аккаунты в «Одноклассниках»... Я, к примеру (думаю, многие артисты тоже), просто заморожу заблокированные площадки до лучших времен. Уничтожать их нет смысла», — сообщил РБК концертный директор артистов Табриз Шахиди.

На что повлияет блокировка WhatsApp

По словам Германа Клименко, в случае блокировки WhatsApp 80% его аудитории не будет устанавливать VPN и не сможет использовать мессенджер. «На ум приходит шутка: что хуже — оставить страну без серверов или родительские чаты — без WhatsApp? У людей будет стресс. А [владелец Telegram] Павел Дуров в очередной раз получит мощную подпитку в виде пользователей», — добавил эксперт.

Впрочем, источник госагентств «РИА Новости» и ТАСС заявил, что на WhatsApp меры распространяться не будут, так как «это средство коммуникации, а не источник размещения».

Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту