Технологии и медиа, 11 июн 2020, 17:47

ФАС отказала «Яндексу» в покупке агрегатора такси «Везёт»

Регулятор отклонил ходатайство «Яндекс.Такси» о покупке активов «Везёт». ФАС считает, что после сделки сервис мог занять 70% рынка агрегаторов такси, но сами компании не согласны с такой оценкой
Читать в полной версии
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отклонила ходатайство «Яндекса» о покупке активов ГК «Везёт», объяснив отказ тем, что сделка снизит конкуренцию на рынке и ухудшит положение как водителей такси, так и пассажиров.

По оценке ФАС, переход «Везёт» под контроль компании, уже владеющей сервисом «Яндекс.Такси», привел бы к тому, что в одних руках сконцентрировалась бы доля в 70% от общероссийского рынка агрегаторов такси, а в 19 регионах эта доля превысила бы 80%.

«ФАС России пришла к выводу, что совершение сделки ведет к усилению концентрации рынка, к сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров. Соответственно, последствия сделки могли негативно отразиться на конкуренции на рынке услуг агрегаторов такси», — прокомментировал решение ФАС замглавы ведомства Анатолий Голомолзин.

Представители «Яндекс.Такси» и «Везёт» рассказали, что ожидают подробное мотивированное решение от ФАС, так как оценка долей рынка такси от экспертов компаний расходится с оценкой регулятора. РБК направил запрос в ФАС.

После выхода публикации представитель «Везёт» заявил, что основываясь, как минимум, на десяти независимых аналитических исследованиях, совокупная доля объединенных компаний не должна превысить 50%. По его словам, эти исследования были предоставлены в ФАС. «С нашей точки зрения, несмотря на очевидные факты, ФАС России сознательно некорректно оценивает рынок агрегаторов такси и, соответственно, делает ошибочный вывод о доле», — говорит представитель «Везёт». По его словам, сделка позволила бы повысить доступность такси в небольших городах, улучшить качество сервиса для пассажиров и заработок для водителей, снизить долю «серого» рынка и получить другие преимущества. Отказ в удовлетворении ходатайства негативно отразится примерно на 250 тыс. водителей, которых в России обслуживает сервис и для которых такси является практически единственным источником заработка. В частности, сделка с «Яндекс.Такси» позволила бы водителям уже сейчас получать другие виды заказов, например доставку товаров, но самостоятельная разработка таких услуг требует существенных инвестиций.

Как оценивали рынок такси

«Яндекс.Такси» договорился о покупке call-центров и программного обеспечения «Везёт» в июле 2019 года. Компания также намеревалась в течение трех лет вложить около 8 млрд руб. в развитие сервисов такси в регионах России. Действующие акционеры «Везёт» должны были получить до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до $71,5 млн при достижении ключевых показателей.

Вскоре после этого «Яндекс.Такси» подал ходатайство в ФАС, но в октябре отозвал его и направил новое. В пресс-службе «Яндекса» поясняли, что это связано с изменением структуры сделки: в ее периметр были внесены новые объекты собственности «Везёт», в частности сервис заказа грузоперевозок «Везёт Добро». Глава ФАС Игорь Артемьев в интервью агентству «РИА Новости» заявлял, что ведомство даст согласие на сделку, если доля «Яндекс.Такси» и «Везёт» не превысит 50% на рынке такси. После этого агрегатор еще раз отзывал и подавал ходатайство в ФАС.

По данным Аналитического центра при правительстве, в 2019 году агрегаторы занимали порядка 60% легального рынка такси. Лидером этого рынка был «Яндекс.Такси» с долей 27%, еще 12% приходилось на сервис «Везёт», 9% — на такси «Максим», 5% — на Gett и 1% — на «Ситимобил». Остальные агрегаторы занимали долю в 6% рынка. Осенью прошлого года эксперты центра пришли к выводу, что доля «Яндекс.Такси» на всем рынке такси может вырасти до 40% после покупки активов «Везёт». При этом в исследовании отмечалось, что позиции сервисов отличаются в зависимости от размера города. В городах с населением более 500 тыс. жителей относительно большую долю занимал «Яндекс.Такси», а в городах с населением от 100 тыс. до 500 тыс. жителей доля этой компании сопоставима с долями сервисов «Везёт» и «Максим». В небольших городах работают в основном «Везёт» и «Максим».

Как реагировали конкуренты

Переговоры об инвестициях в группу «Везёт» два года назад вел другой крупный интернет-холдинг — Mail.ru Group. Летом прошлого года эта компания предоставила «Везёт» заем, который мог быть конвертирован в акции. Сумма займа, как и пакет, который могла получить Mail.ru Group, не раскрывались. Как заявлял РБК представитель Mail.ru Group, одним из условий выдачи займа было предоставление заимодателю права накладывать вето на отчуждение ключевых активов группы «Везёт». Mail.ru Group была уверена, что стороны нового соглашения — «Везёт» и «Яндекс.Такси» — должны были получить от холдинга письменное разрешение на сделку. Однако представитель «Везёт» заверял, что сделка с «Яндекс.Такси» не нарушает условий предоставления займа.

Недовольство сделкой выразил и основатель Gett Дэйв Вайсэр. «Мы возмущены тем, что такая сделка даже обсуждается. ФАС не допустит создание монополий. Я уверен, что государству выгодна здоровая конкуренция на всех рынках, особенно в потребительском секторе», — заявлял он.

Начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, напротив, был уверен, что обсуждаемая сделка никак не повлияет на рынок. «Она решает внутренние проблемы компаний. Водители и пассажиры вряд ли заметят какие-то изменения, как и в случае с предыдущими сделками на рынке», — пояснял он. По словам Стенникова, федеральные агрегаторы уже присутствуют в большинстве городов.

Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Как лидеру будущего адаптироваться к вызовам рынка: 10 главных навыков
Pro
Компания не готова к IPO: как это понять с помощью юридической проверки
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин