Технологии и медиа, 11 авг 2017, 21:15

Минкомсвязь составила списки данных о пользователях для передачи ФСБ

Минкомсвязь подготовила проект поправок в ряд законов, согласно которым распространители информации, внесенные в реестр Роскомнадзора, должны будут по запросу передавать личные данные пользователей спецслужбам
Читать в полной версии
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Распространители информации в интернете, зарегистрированные в реестре Роскомнадзора, по запросу правоохранительных органов должны будут передавать им личные данные пользователей. Об этом говорится в проекте поправок в законы, который опубликовало Министерство связи и массовых коммуникаций. Проект доступен на портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно предложениям Минкомсвязи, распространители информации, в том числе мессенджеры и соцсети, будут обязаны передавать силовикам данные о логине пользователя, его имени и фамилии, паспортные данные, адрес и прописку, а также сведения о круге общения и языках, которыми владеет пользователь. Компании обяжут предоставлять ФСБ переписку пользователей и информацию о совершенных ими электронных платежах.

В том случае, если предложения ведомства, которые будут находиться на этапе публичных обсуждений до 6 сентября 2017 года, в итоге приобретут законную силу, это значительно расширит полномочия правоохранительных структур и спецслужб, полученных силовиками после принятия «закона Яровой» (президент России Владимир Путин подписал пакет этих поправок 7 июля).

Поправки, включенные в так называемый антитеррористический пакет, в частности, обязывают операторов связи и интернет-компании хранить текстовые сообщения, разговоры пользователей, а также «изображения, звуки, видео, иные сообщения» до полугода​.

Некоторые аккаунты в почте содержат «имена вымышленные и не дают возможности идентифицировать человека или группу людей, если речь о корпоративных адресах почты», заявил позже «Коммерсанту» представитель Rambler & Co Матвей Алексеев, комментируя опубликованный министерством документ. По его словам, нужно понять «какие именно данные и относительно каких групп сервисов необходимо хранить».

В компании Mail.ru Group изданию заявили, что представят свои предложения по проекту Минкомсвязи так, чтобы были «прежде всего» учтены интересы пользователей компании. В компании «Яндекс» заявили, что в предложении министерства «много технических деталей». «Надо разбираться», — подытожили они.

В реестре организаторов распространения информации в настоящее время находятся 89 компаний. Среди них — соцсети «Одноклассники», «ВКонтакте», «Мой мир» и «Мой круг», мессенджеры «Агент@Mail.ru» и IMO. В июне этого года в перечень был добавлен Telegram, которому грозила блокировка на территории России. Создатель мессенджера Павел Дуров тогда говорил, что согласился предоставить необходимые для регистрации данные, поскольку они и так находятся в открытом доступе.

10 августа этого года в реестр Роскомнадзора попал и мессенджер Snapchat. На следующий день владелец приложения — компания Snap Inc. заявила, что ведомство включило мессенджер в список без их ведома. В Роскомнадзоре эти утверждения опровергли, заявив, что предупреждали владельца Snapchat о планах внести сервис в реестр, пишут «Ведомости».

Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Облик брендов: почему МТС отказалась от яйца, а Apple перекрашивал яблоко
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах