Технологии и медиа, 11 окт 2016, 21:45

Право установить Wi-Fi в метро Петербурга получила московская компания

Спустя год поиска власти Санкт-Петербурга определились с подрядчиком по строительству Wi-Fi сети в городском метрополитене — им стал интернет-оператор московской подземки «МаксимаТелеком»
Читать в полной версии
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Итоговый протокол заседания аукционной комиссии на право заключения договора на размещение оборудования для создания и эксплуатации зон бесплатного Wi-Fi доступа на объектах петербургского метро был опубликован на сайте ГУПа 11 октября. «МаксимаТелеком» оказалась единственным участником аукциона, поскольку заявка второго претендента — ООО «Аэрком» — была отклонена из-за несоответствия условиям торгов.

По условиям контракта сеть в петербургской подземке должна быть полностью построена к декабрю 2017 года, а первая очередь на Фрунзенско-Приморской (фиолетовой) линии — в феврале 2017 года. Кроме того, Wi-Fi появится и на платформах метро Петербурга. В аналогичном проекте в Москве сеть работает только на четырех платформах — на «Выставочной», «Деловом центре», «Бульваре Дмитрия Донского» и «Улице Старокачаловской».

В пресс-службе Петербургского метрополитена отказались комментировать итоги аукциона. Директор по коммуникациям «МаксимаТелекома» Илья Грабовский отметил, что «компания будет рада реализовать такой проект, предоставив петербуржцам возможность бесплатного доступа в интернет в метрополитене».

Не сразу сеть построилась

Метрополитен Петербурга объявил конкурс на запуск Wi-Fi для своих пассажиров еще осенью 2015 года, но он был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. При этом, как отмечают источники РБК на рынке, уже в тот момент «МаксимаТелеком» была готова реализовать проект. Компанию не удовлетворили условия метрополитена: ГУП просил с оператора 14 млн руб. в месяц за «доступ к пассажирам», но оператор настаивал на символической сумме — например, в 1 руб. в месяц, ссылаясь на высокий порог затрат на строительство инфраструктуры.

Позже городские власти согласились, что стоимость права размещения оборудования сети в метрополитене нужно снизить. Председатель комитета по инвестициям администрации Санкт-Петербурга Ирина Бабюк на заседании говорила, что льгота в 90% на аренду инфраструктуры ​позволит инвестору окупить вложения за восемь лет вместо 12. Возможная стоимость проекта оценивалась членами комитета в 1,8 млрд руб.

Финальная сумма инвестиций в строительство сети пока не обозначена, но прогноз на возможные затраты инвестора уже значительно ниже, чем в 2015 году. Так, за установку оборудования на подвижной состав компания заплатит 70,3 руб. за комплект для хвостового/головного вагонов и 35,14 руб. — для промежуточных вагонов. Для сравнения, изначально эта сумма составляла 1,9 тыс. руб. Снизилась и стоимость размещения кабелей и точек доступа для обслуживания пассажиров.

Первый блин не комом

Среди совладельцев «МаксимаТелекома» бывший президент «Ситроникса» Сергей Асланян, имена других акционеров не раскрываются. Компания построила и в сентябре 2013 года запустила первый сегмент Wi-Fi ​сети на Каховской линии в Московском метрополитене. На всех линия сеть заработала в декабре 2014 года. Компания оценивала инвестиции в проект в $70 млн (около 2 млрд руб. по курсу 2013–2014 годов), планировала вернуть вложения к 2020 году. По словам Ильи Грабовского, компания выйдет на операционную прибыль уже в этом году.

В «МаксимаТелекоме» не уточнили предполагаемые инвестиции в петербургский проект и сроки окупаемости. Модель монетизации компании предполагает рекламные доходы и пользовательские платежи, в том числе за бесшовный доступ к сети без рекламы. Мобильная реклама в структуре доходов «МаксимаТелекома» занимает порядка 75%. Компания также зарабатывает на телеком-сервисах, в том числе для мобильных операторов, и предлагает торговым центрам аналитику по трафику посетителей. По данным «ТМТ Консалтинг», по итогам 2015 года «МаксимаТелеком» получила 52% выручки московского рынка публичного Wi-Fi.

Опыт эксплуатации сети в Москве показывает высокую востребованность сервиса пассажирами и демонстрирует превосходство российских городов над другими мировыми столицами, в которых бесплатный Wi-Fi в поездах метро не доступен, говорит Илья Грабовский. Ежедневная аудитория московской сети Wi-Fi в метро составляет до 1,5 млн уникальных пользователей, которые совершают до 3 млн подключений. Каждый день через сеть проходит 70 Тб трафика. Всего за 2015 год было совершено порядка 550 млн подключений.

Pro
Большой обзор ИТ-систем для работы с кадрами: цены, примеры и минусы
Pro
Дешевое кино. Как Уоррен Баффет потерял $1,5 млрд на Paramount
Pro
Новый ChatGPT еще мощнее и бесплатно. Но вот о чем предупредили эксперты
Pro
Далио, Линч, Харрари: гуру отвечают на 11 самых важных жизненных вопросов
Pro
Пять схем, которые налоговая сейчас ищет в сделках
Pro
Как нейросети загнали Google в «мусорную» ловушку
Pro
«Мы находимся на грани». Какие потрясения Рэй Далио предрек США
Pro
Как новый тип батарей из Китая может начать революцию в мире смартфонов