Технологии и медиа, 11 дек 2014, 14:57

Грустные новости: почему легенду Bloomberg отправили на почетную пенсию

Во вторник стало известно, что бессменный главный редактор и один из основателей агентства Bloomberg Мэтт Уинклер (Matt Winkler) оставит свой пост. Вместо него руководить журналистским коллективом с начала 2015 года будет нынешний главред The Economist Джон Миклтуэйт (John Micklethwait). При участии Уинклера Bloomberg превратился в медиаимперию, чья выручка оценивается в $9 млрд в год. С чем может быть связан уход легендарного менеджера?
Читать в полной версии
(Фото: Bloomberg)

Cо следующего года Уинклер, возглавлявший  редакцию агентства 24 года, займет должность почетного главного редактора. Как отмечается в пресс-релизе, он будет работать напрямую вместе с Майком Блумбергом (основателем и владельцем компании) над новыми стратегическими инициативами, интервью со спикерами мировой значимости и ключевыми историями.

Bloomberg предпочел не включать в это сообщение ни заявления Уинклера, ни слов его преемника. Причины, по которым главный редактор агентства уйдет в почетную отставку, также не называются.

Брак по расчету

В предисловии к «журналистской библии» Bloomberg – «Bloomberg Way. A Guide for Reporters and Editors» – сам Уинклер писал: «Для тех, кто помнит Уотергейт, лучший совет, который получали в XX веке журналисты, был: «Следуйте за деньгами!».

Уинклер пришел создавать новостное агентство в 1990 году из The Wall Street Journal, где, по собственным словам «был самым счастливым репортером». Его пригласил на работу лично Майкл Блумберг, который к этому моменту уже управлял новостной биржевой платформой, отслеживавшей события на рынках бондов и других ценных бумаг по всему миру. Блумберг, однако, не хотел останавливаться только на этом – он хотел добавить новостную ленту к биржевым сводкам. «Если бы мы могли доносить до любого, даже самого невероятного, читателя информацию Bloomberg, то агентство сразу же стало бы образцом мгновенного восприятия денежного мира», – вспоминал Уинклер о своих идеях в 1990 году.

Редактору пришлось разрабатывать правила для сотрудников. Первоначально они занимали 30 страниц, а в издании 2011 года – уже 376 (новейшая редакция книги вышла в марте 2014 года). Они касались не только общих принципов журналистской работы, но и названий конкретных банков, финансовых инструментов и титулов. Стремление к передаче только проверенных фактов лежало в основе системы ценностей Уинклера.

Бывший сотрудник Bloomberg рассказал РБК, что перед наймом на работу каждый будущий журналист должен был побеседовать со своим главным начальником лично или по телефону. Во время разг​овора Уинклер спрашивал кандидата «Что самое главное в журналистике?». Желающий получить работу в компании должен был ответить: «Точность». Далее Уинклер передавал инициативу вероятному сотруднику, предлагая задать интере​​сующий уже его вопрос. От кандидата ожидалось, что он спросит о перспективах развития бюро в его стране, и его заверяли в перспективности страны его пребывания. Процесс найма начинался только после того как Уинклер объявлял претенденту: «Я не вижу причин не нанять вас».

Для Уинклера эти короткие собеседования превратились в своеобразный ритуал приобщения каждого нового репортера к ценностям и истории Bloomberg в лице его редактора-основателя.

По словам собеседника РБК, Уинклер пользуется огромным авторитетом в Bloomberg – в спорных случаях журналисты зачастую ссылались на цитаты из писем своего главного редактора.

Другой бывший сотрудник Bloomberg рассказал РБК, что в компании ходили слухи о кандидатах, которые не проходили телефонных интервью. Кроме того, Уинклер любил, когда кандидат проявлял любопытство и сам задавал вопросы. 

Письма под названием «Заметки Мэтта» все журналисты и редакторы получают еженедельно. В них Уинклер отмечает лучшие материалы и новости за прошедшую неделю и дает урок стилистики. Потом эти уроки входят в очередное издание The Bloomberg Way.

Проклятый год

За 24 года руководства агентством Уинклеру почти удалось избежать громких скандалов. Однако в 2013 году репутацию Bloomberg подпортили обвинения в том, что его репортеры «шпионят» за пользователями финансовых терминалов (коммерческий продукт Bloomberg). Ряд крупнейших клиентов, включая Goldman Sachs и JP Morgan, пожаловались на то, что журналисты пользуются доступом к отдельной информации об активности пользователей терминалов в репортерских интересах. Главе ньюсрума даже пришлось извиняться. Уинклер объяснил, что журналисты имели доступ только к технической информации, такой как история входов в терминал и заявки клиентов в хелпдеск. Тем не менее, он признал, что это было неправильно. 

Во втором случае Bloomberg обвинили в цензуре в китайском бюро. Тогда анонимные источники заявили нескольким ведущим мировым СМИ, включая The Financial Times, что руководство Bloomberg воспрепятствовало публикации расследования потенциально незаконных связей одного из богатейших китайских граждан Вана Цзяньлина (Wang Jianlin) с высшими чиновниками страны. Якобы в октябре 2013 года, выступая на конференции для инвесторов, Уинклер заявил, что Bloomberg не может рисковать своим положением в Китае из-за обнародования этой истории. Впоследствии Уинклер заверил, что журналистские принципы не были нарушены, просто сам текст не был готов к публикации.

Скандалы прошлого года высветили основную уязвимость Bloomberg. Компания стремится поставлять своим клиентам максимально точную информацию через свои новостные терминалы. Однако оказалось, что с их же помощью журналисты могут получать сведения, которые могут быть использованы для п​​роизводства новостей. Грань между новостным и коммерческим подразделениями Bloomberg внезапно оказалась очень зыбкой, возникал конфликт интересов. 

Прошлые инциденты, вероятно, учитывались при реорганизации Bloomberg, которая и могла привести к уходу Уинклера. О реорганизации было объявлено прошлой осенью. Компания назначила сразу шесть старших исполнительных редакторов, которые руководили 2059 журналистами. «Этот шаг показал, что Уинклер готов делиться полномочиями, как никогда ранее до этого», – заявил его бывший коллега по Bloomberg Норман Перлстайн, который сейчас является вице-президентом медиакомпании Time Inc.

Уходу Уинклера мог способствовать и вялотекущий конфликт с совладельцем Bloomberg Томасом Секундой. Он отвечает за коммерческое направление агентства – аренду новостных терминалов, которые приносят Bloomberg до 85% выручки. Для сравнения, доля журналистского контента в выручке – лишь 4%.

Bloomberg L.P. – непубличная компания, она не обязана раскрывать свои финансовые показатели. По оценке FT, в 2014 году ее выручка составит свыше $9 млрд. У агентства свыше 320 тыс. подписчиков. По сведениям СМИ, стоимость подключения к терминалу составляет $20 000 в год.

Как писала The New York Times, Секунда пытался определять новостную политику Bloomberg. По его мнению, агентство должно было сосредоточиться только на тех событиях, которые позволяют его клиентам зарабатывать. Уинклер же пытался расширять новостной спектр. Уход Уинклера также произойдет на фоне возвращения основателя и главного владельца компании Майкла Блумберга на пост ее руководителя.

Как полагают СМИ, которые пока крайне осторожно комментируют перестановки в Bloomberg, преемник Уинклера  – главный редактор The Economist Джон Миклтуэйт – был специально выбран с прицелом для производства информации для широкого круга читателей. Другим его достоинством стал успешный опыт перевода читателей с бумаги на интернет и дальнейшая работа с интернет-аудиторией. Если так, то для самого Уинклера хорошая новость заключается в том, что Bloomberg все же движется в сторону новостей, которые обращены не только к финансистам. Только направлять этот процесс будет ​уже не он.

Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто