Технологии и медиа, 12 июл, 10:06

«Ростелеком» предупредил о сбоях YouTube в России

Сбои вызваны проблемами с оборудованием Google, находящимся в России, заявили в «Ростелекоме» и предупредили, что скорость загрузки и качество воспроизведения роликов на YouTube могут снизиться
Читать в полной версии
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Наблюдаются технические проблемы в работе оборудования, принадлежащего компании Google и используемого для функционирования YouTube, говорится в сообщении «Ростелекома».

Речь идет об оборудовании, которое применяется для кеширования и ускорения загрузки контента сервисов Googlе — системы Google Global Cache.

«Из-за проблем с эксплуатацией указанного оборудования и невозможности его расширения в условиях роста обрабатываемого трафика наблюдается серьезная перегрузка имеющихся мощностей, в том числе на пиринговых стыках. Это может повлиять на скорость загрузки и качество воспроизведения роликов в YouTube у абонентов всех российских операторов», — сообщили в «Ростелекоме». В пресс-службе «Ростелекома» уточнили РБК, что речь идет об оборудовании, физически находящемся в России, на сетях этого оператора.

Серверы Google Global Cache установлены на сетях многих российских операторов. Если кто-то из абонентов загружает какой-то контент, тот хранится на указанном сервере; при повторном запросе того же контента от другого пользователя он загружался с указанного сервера на месте, а не из Европы. Это, с одной стороны, сокращает время загрузки, а с другой — снижает нагрузку на сети и расходы операторов на передачу трафика. Но после начала специальной военной операции Google перестала поставлять новые серверы, существующие постепенно выходят из строя, при этом трафик постоянно растет и требует расширения инфраструктуры.

Как пояснил РБК один из участников рынка, общая политика Google сейчас — работать с крупными российскими операторами за пределами страны. То есть операторы, если хотят поддерживать качество YouTube, должны сами об этом заботиться. Например, «Ростелеком» должен заказывать дополнительные каналы до Финляндии или Швеции, чтобы расширять подключение к Google», отметил он. Другой собеседник в крупной телеком-компании говорит, что «Ростелеком» сейчас «не заинтересован обеспечивать качество сервисов Google, считая, что американская компания сама должна заботиться об этом, поскольку зарабатывает на собственной популярности». Он напомнил, что «Ростелеком» неоднократно выступал за то, что интернет-компании должны платить операторам за использование их инфраструктуры, а тем более в случаях, когда эту инфраструктуру приходится делать мощнее из-за роста трафика определенного сервиса.

Представитель «Ростелекома» не стал комментировать это утверждение.

Третий собеседник РБК на телекоммуникационном рынке связал нынешнее сообщение «Ростелекома» с возможной крупной поломкой серверов Google Global Cache, стоящих на сети этого оператора, и отказом американской компании проводить ремонт.

РБК направил запрос в Google.

Представитель «МегаФона» сказал РБК, что сеть оператора работает штатно, на данный момент каких-либо изменений в доступности YouTube не наблюдается. Представители МТС и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») отказались комментировать заявление «Ростелекома» по поводу YouTube.

Ранее руководитель по стратегическому развитию передачи данных блока по операторскому бизнесу «ВымпелКома» Константин Колесов отмечал в разговоре с РБК, что YouTube в России — сервис номер один по объему трафика пользователей. При этом, по его словам, по мере выхода из строя расположенных в России серверов Google Global Cache и на фоне увеличения потребления контента с этой площадки операторы все больше получают этот трафик из-за рубежа. В том числе из-за этого за последний год зарубежный трафик в Россию, по данным «ВымпелКома», вырос почти на треть.

Как смотрят YouTube

По данным Mediascope, YouTube является лидером в России по размеру аудитории среди социальных медиа. В марте-мае этого года среднемесячный охват на десктопе и мобильных устройствах среди населения старше 12 лет у этого ресурса составил 96,1 млн человек или 79% населения страны. У ближайшего конкурента «ВКонтакте» показатели были 90,1 млн и 74%, у Telegram — 85,3 млн и 70%, соответственно. При этом YouTube также лидировал по времени, которое пользователь проводил на площадке: 112 мин. в среднем в сутки. Для сравнения, в TikTok этот показатель составлял 71 мин., в Telegram и «ВКонтакте» — по 45 мин. YouTube лидировал во всех возрастных категориях, в которых проводится измерение. В первую очередь, пользователи искали на площадке музыку (25%), развлечения (17%), игры (10%), сериалы (9%), кино и ответы на вопросы «как...» (по 7%).

Что происходило с Google в России

Вскоре после начала военных действий на Украине в феврале 2022 года в России закрыли доступ к сотням ресурсов, в том числе соцсетям Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), на этом фоне начались обсуждения о возможной блокировке YouTube. Роскомнадзор в мае назвал сервис «ключевой площадкой по распространению ложной информации о ходе специальной военной операции и другого деструктивного контента». Кроме того, власти обвиняют платформу в цензуре: по данным РКН, в 2024 году YouTube заблокировал 83 российских ресурса.

В мае 2022 года источники РБК сообщали, что Google решила убрать часть серверов Google Global Cache из России, тогда компания уведомила нескольких российских провайдеров о расторжении договоров на их обслуживание. Позднее участники рынка рассказывали, что операторы начали расширять количество прямых стыков с Google, то есть увеличивать пропускную способность для трафика, необходимого для быстрой загрузки контента от компании.

При этом в правительстве заявили в конце мая, что решений о блокировке видеохостинга на территории России не принималось. Глава Минцифры Максут Шадаев в 2022-м исключал закрытие YouTube, год спустя он заявил, что позиция ведомства не изменилась. В Институте развития интернета допускали, что сервис может перестать работать в России по двум причинам: по своей инициативе либо по решению властей в случае нарушения законодательства. Российские компании пытаются создать свои аналоги видеохостинга.

Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Хайп или тренд: что 10 лет назад обнадежило маркетологов, но не взлетело
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем