Технологии и медиа, 12 ноя 2015, 00:32

Эксперты подсчитали потери «большой тройки» от выхода Теlе2 в Москву

Сервис Dr. Tariff проанализировал, кто из операторов «большой тройки» сильнее пострадал от прихода Tele2 в Москву. Представители компаний не согласны с данными исследования
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Исследование миграции​

Сервис Dr. Tariff, анализирующий тарифы сотовых операторов, представил статистику о переходах абонентов от операторов «большой тройки» — «ВымпелКома», «МегаФона», МТС — к сотовому дискаунтеру Tele2. В своих расчетах Dr. Tariff опирался на статистику переходов абонентов по MNP (услуга сохранения номера).

В компании посчитали, сколько абонентов перешли по MNP, и долю «операторов-доноров» в таких переходах в первые дни после старта продаж сим-карт Tele2, полученные данные экстраполировали на более длительный период времени, объяснил метод расчетов основатель Dr. Tariff Александр Волощук. При этом в компании учли тот факт, что часть абонентов подключаются к Tele2 не по MNP, а приобретают контракт нового для столицы оператора в качестве второй, а не основной сим-карты.

Оператор Tele2, который заработал в Москве и области 22 октября, к 11 ноября подключил чуть более 380 тыс. абонентов, следует из отчета «Ростелекома» от 11 ноября. Исходя из динамики подключений в Dr. Tariff прогнозируют, что первый миллион столичных абонентов дискаунтер Tele2 получит уже в этом году.

Переход на нового оператора занимает неделю, первое значимое количество переходов пришлось на 30 октября, то есть на восьмой день с даты запуска сети Tele2 в коммерческую эксплуатацию в столичном регионе, следует из графика в исследовании. К 5 ноября уровень ежедневных MNP-переходов стабилизировался и с тех пор составляет примерно 1,5–1,6 тыс. абонентов в день.

По оценкам Dr. Tariff, «щедрее» всех на абонентов оказался «МегаФон» — примерно 53% базы Tele2 состоит из его экс-клиентов, перешедших к новому оператору. Следующим по масштабу оператором-«донором», как следует из исследования, стала МТС. «Мигранты» из МТС составили 24% столичных клиентов Tele2, на третьем месте — «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), который на данный момент «подарил» 22% столичной базы. Замыкает статистику от Dr. Tariff сеть Yota с показателем 1%. В регионах Dr. Tariff зафиксировал схожую ситуацию: «МегаФон» — 44%. МТС — 34%, «ВымпелКом» — 21% и Yota — 1%.

Как писал РБК, во всех городах присутствия Tele2 позиционируется как дискаунтер с низкими по сравнению с «большой тройкой» ценами на услуги связи. Такой же стратегии новый игрок решил придерживаться и в столице. Александр Провоторов, первый заместитель гендиректора Tele2, рассказывал в конце октября, что выход в Москву обошелся компании в «миллиарды рублей». К октябрю Tele2 потратила около 25% из кредитной линии на 16 млрд руб., открытой весной 2015 года одним из акционеров оператора — банком ВТБ. Оставшиеся средства будут освоены в течение пяти лет, рассказал Провоторов.

В Tele2 действительно наблюдают активный переход москвичей по MNP. «Это означает, что жители московского региона будут постоянно использовать сим-карту Tele2 в качестве основной. В абсолютных цифрах количество переходов превышает среднее по регионам России за тот же период. С одной стороны, это объясняется размером московского рынка, с другой — большей приверженностью москвичей к сохранению номера», — говорит представитель Tele2. Конкретных цифр по числу переходов в Tele2 не раскрывают.

Российский рынок связи

166,8% составлял уровень проникновения сотовой связи в России по состоянию на первый квартал 2015 года

238,7 млн сим-карт находилось у россиян по итогам 2-го квартала 2015 года

40 млн сим-карт зафиксировали в Москве эксперты

19 млн из общего числа сим-карт в столице считаются активными. Это значит, что клиенты ими пользуются хотя бы раз в месяц

35% столичного рынка по числу абонентов приходятся на «ВымпелКом». Он является крупнейшим оператором региона по этому показателю

22 октября запустил свою сеть в Москве оператор-дискаунтер Tele2

116 тыс. абонентов подключились к Tele2 в столице в первые четыре дня работы

Около 1% столичных абонентов стали пользователями услуг Tele2 менее чем за месяц работы в регионе

На 9,2% выросло число абонентов у оператора «МегаФон» в октябре 2015 года с октября прошлого года

1,5 млн абонентов использовали LTE в Москве по состоянию на конец 2014 года

Источники: Telecom Daily, AC&M-Consulting, департамент информационных технологий мэрии Москвы, данные компаний

Конкурентная среда

Представители «большой тройки» не согласны с результатами исследования.

В «МегаФоне» «категорически не согласны с приведенными данными» от «сомнительного источника». «Единственным источником объективной информации о переходах абонентов от одного оператора к другому является уполномоченная государством организация — Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС)», — настаивают в «МегаФоне». По данным ЦНИИС, опубликованных на его сайте, можно увидеть, что с 23 октября по 11 ноября по всей России услугой переноса номера воспользовались 117,9 тыс. человек, указывает собеседник в «МегаФоне».

«Безусловно, за прошедшие три недели в столичном регионе наблюдался рост переходов абонентов «МегаФона» к Tele2, но это объяснятся тем, что раньше спрос был нулевой», — говорит представитель «МегаФона». По собственным расчетам «МегаФона», количество абонентов оператора в Москве в октябре увеличилось на 9,2%, говорит представитель компании. Точное количество новых подключений в «МегаФоне» не раскрывают.

В «ВымпелКоме» тоже усомнились в «методологии и основанных на ней оценках». «По нашей базе мы не ощущаем влияния прихода нового оператора с точки зрения ротации абонентов», — заявил представитель оператора Анна Айбашева. Во втором квартале «ВымпелКом» был лидером по абонентской базе в Москве: темпы роста в регионе сохраняются — с начала года по октябрь абонентская база выросла на 7%, говорил представитель компании газете «Ведомости» несколько дней назад.

МТС не раскрывает статистику по абонентам помесячно — только поквартально. «У так называемых аналитиков нет доступа к базам данных MNP, это абсолютные фантазии, которые не имеют ничего общего с реальным положением дел. Они публикуются исключительно для манипуляции общественным мнением», — высказался про исследование представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Гендиректор «ВымпелКома» Михаил Слободин 11 ноября прокомментировал результаты работы Теле2 в своем Facebook, после того как прочитал о 380 тыс. подключенных абонентов в столичном регионе. «Хороший старт, но в этом бизнесе продажи и реальные клиенты сильно отличаются. За время с начала запуска Теле2 нашим клиентам звонили лишь 103 тыс. [абонентов Tele2] из подключенных 380 тыс. Из этих 103 тыс. всего лишь 51 тыс. делают это хотя бы раз в день. Куда звонят подключенные Теле2 абоненты, я теряюсь в догадках. Честно», — написал Слободин (цитата приводится без изменений).​

Миграционные процессы

Возможность сменить оператора связи с сохранением телефонного номера появилась у россиян с декабря 2013 года. По состоянию на 11 ноября, как следует из статистики Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), подано около 3,2 млн заявок от абонентов на переход от одного оператора к другому. Переход занимает около недели, число перенесенных номеров, как следует из данных ЦНИИС, составляет около 2,2 млн.

По данным за второй квартал 2015 года, показатель оттока абонентов, как писал РБК, у МТС составлял 9,1%, у «ВымпелКома» — 12,8%, «МегаФон» подобные данные не раскрывал.

В середине сентября 2015 года в Роскомнадзор поступила всего 341 жалоба от абонентов сотовой связи, связанная с переносом номеров. По состоянию на сентябрь 2014 года Роскомнадзор рассмотрел 688 жалоб: пользователи сетовали на отказ операторов переносить номер, нарушение сроков переноса, непрохождение СМС, невозможность пополнить счет с банковской карты по перенесенному номеру, отказ операторов бесплатно обслуживать, нарушение срока передачи номера другому оператору.

В 2014 году в 13% случаев была установлена вина операторов связи, и они были привлечены к административной ответственности за нарушение лицензионных условий. В 2015 году ответственность операторов подтверждена только в 5% случаев. Представители операторов «большой тройки» объясняли снижение жалоб устранением технических ошибок и отладкой всех процессов.

MNP в России запускался в очень сжатые сроки, без минимального периода тестирования, поэтому на отладку всех процессов взаимодействия между участниками процесса потребовалось определенное время, ­объясняла представитель «ВымпелКома»​ Анна Айбашева, уточняя, что оператор первым в России начал процесс переноса номера. В компании уверяют, что именно в «ВымпелКоме» была зафиксирована первая в России успешная портация номера абонента.

«Снижение количества жалоб по поводу переносимости номеров — следствие отработки процедуры их передачи от одного оператора к другому», — говорил представитель компании Дмитрий Солодовников. В «МегаФоне» также подтвердили, что отладили процесс по переходу абонентов к другому оператору.

Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала