Сквозь Prisma: что случилось с известным российским стартапом 2016 года
Российское приложение Prisma, запущенное в июне 2016 года и почти сразу оказавшееся в топе приложений App Store по количеству установок в десяти странах, в январе опустилось ниже 500-й строчки в рейтингах App Annie. По данным аналитического портала, 10 января оно занимало 536-ю позицию по числу установок в США (531-е место среди всех установок с начала месяца). Значительное снижение произошло и в России: по состоянию на январь сервис занимает 125-е место. Аналогичная ситуация в обеих странах сложилась и с Android (бета-версия для этой платформы была запущена в конце июля): сервис опустился до 285-го места в России и до 486-го в США (данные на 18 декабря).
Prisma работает на основе нейронных сетей и позволяет стилизовать сделанные на смартфоне фотографии в манере картин известных художников или художественных школ. Только за первые десять дней после запуска число скачиваний Prisma в России достигло 650 тыс., что превысило показатели аналогичного популярного приложения MSQRD (500 тыс. скачиваний за первые четыре недели). Google и Apple в своих годовых рейтингах признали Prisma одним из самых заметных приложений 2016 года. В январе 2017 года американский Forbes причислил одного из авторов сервиса Алексея Моисеенкова к персонам года моложе 30 лет в категории «Потребительские технологии».
Как пояснил РБК Алексей Моисеенков, основатель Prisma Labs, которой принадлежат права на приложение, падение интереса не стало неожиданностью. «Спад, конечно, предсказуем. Такого рода приложения не могут постоянно быть на высоте всех чартов, поэтому необходимо работать над продуктом, удерживать пользователей и делать море других вещей, ведь область большая, и тут явно есть что делать. А рост был настолько велик, что удержать показатель в 2 млн закачек в день практически нереально», — сказал он.
По словам Моисеенкова, рынок обработки фотографий не так велик. «Мы охватили уже почти всех пользователей, которые ставят такого рода приложения. Общий объем скачиваний сейчас составляет около 90 млн. Показатель MAU (monthy active users, активных пользователей в месяц. — РБК) практически не падает с сентября 2016 года и остается на уровне 15–20 млн», — рассказал основатель Prisma. Моисеенков отметил, что сейчас компания фокусируется на развитии продукта и технологий, а монетизация не является основной задачей.
Инвесторы через Prisma
Через десять дней после запуска Prisma крупнейший российский интернет-холдинг Mail.Ru Group объявил, что выступит инвестором проекта. Источники РБК, близкие к сделке, рассказывали, что Mail.Ru Group вложит около $2 млн в обмен на долю примерно в 10%. В числе совладельцев проекта значатся также Моисеенков, разработчики, гендиректор Servers.com Алексей Губарев и фонд Gagarin Capital.
Отвечая тогда РБК на вопрос о судьбе проекта в момент, когда первоначальный интерес спадет, Алексей Моисеенков говорил, что «сервис будет развиваться». «Будут появляться новые фильтры, людям интересно, они пойдут и попробуют — это первый шаг. Второй шаг: мы думаем об анимированных изображениях, о видео, это еще интереснее. Это развитие позволит удержать аудиторию», — пояснял он. Уже к августу через Prisma было обработано более 1,2 млрд фотографий, появилась функция редактирования фото офлайн и возможность обработки видео.
В Mail.Ru Group сделку объяснили интересом компании к проектам в сферах применения искусственного интеллекта и нейронных сетей. «В стартапы типа Prisma стратегические инвесторы зачастую вкладывают деньги либо для получения доступа к технологии, либо с целью использования этой аудитории в интересах стратегического инвестора: он может предлагать ей свои продукты и сервисы», — поясняет управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ Сергей Негодяев. Вскоре после сделки социальная сеть «ВКонтакте» (также принадлежит Mail.Ru Group), а потом и сам холдинг выпустили свои аналоги Prisma — приложение для обработки фотографий Vinci и приложение для обработки видео Artisto.
Для стартапов любая виральная популярность — способ привлечь инвесторов и дать знать о себе гигантам индустрии, которые могут их купить, комментирует Александр Чачава, управляющий партнер венчурного фонда Leta Capital. Корпорация Facebook также использовала технологии популярного стартапа MSQRD, который был выкуплен ею весной 2016 года. Суть этого проекта в том, что пользователь может снимать фото и видео, накладывая на лица персонажей маски известных людей, животных или художественных персонажей. Сейчас технологии MSQRD уже интегрированы в Facebook Live (сервис прямых трансляций). Согласно планам корпорации будет и интеграция с приложением Instagram, которое также принадлежит Facebook.
Поддерживать интерес
Затухание интереса аудитории к нашумевшим проектам не столь страшно, как может показаться, утверждает Негодяев. «Стратегический инвестор уже получил доступ к аудитории или технологии и сможет дальше ее монетизировать», — поясняет он.
Продукты, «взлетевшие» благодаря вирусному эффекту распространения, быстро теряют популярность, констатирует аналитик Maxfield Capital Борис Малеев. «Необходимы постоянные обновления, но при этом нужно оставаться в рамках сложившегося продукта. Используемые «фишки» и их повторяемость вкупе с неким социальным фактором (однообразие в ленте друзей) надоедают особенно быстро и ускоряют отток пользователей», — отмечает собеседник РБК. Во «второй волне популярности» Prisma Малеев сомневается, хотя допускает ее, «если компании предложат что-то принципиально новое».
Большое обновление уже анонсировал другой самый обсуждаемый проект 2016 года — Pokemon Go. Мобильная игра на основе технологий дополненной реальности, завоевавшая десятки миллионов пользователей по всему миру, к сентябрю 2016 года потеряла 80% аудитории по сравнению с июлем, подсчитала аналитическая компания Slice Intelligence. Сейчас разработчик игры компания Niantic обещает игрокам новые возможности. В интервью порталу Recode гендиректор компании Джон Хенке заявил, что будет изменена механика игры, а также вырастет число отлавливаемых покемонов.
Развлечения и игры являются самым быстрорастущим сегментом рынка мобильных приложений, говорит Сергей Скрипников, замдиректора по коммуникациям ФРИИ. По данным PwC, мировой рынок развлечений в 2015 году оценивался в $603 млрд, а к 2020 году он вырастет до $720 млрд. «Центральную роль в дистрибуции развлечений будут играть даже не гаджеты, а экосистемы (Android и другие), которые выходят за пределы смартфонов, например в «умный» дом, автомобили, бытовую технику и т.д., — отметил эксперт. — Поэтому венчурный рынок продолжит инвестировать в перспективные стартапы из сферы развлечений в расчете на сверхприбыль. Зачастую венчурным фондам достаточно одного-двух взлетевших проектов из 20 проинвестированных, чтобы окупить вложения».
Сейчас конкуренция на рынке развлекательных мобильных сервисов и приложений высока как никогда. «Только на платформе Android уже вышло более 2,6 млн приложений, вместе с iOS их уже более 4,5 млн. Число реально используемых приложений уже давно не растет. В США это 25 приложений, из которых, согласно статистике Nielsen, активно используют лишь пять», — констатирует Скрипников.
Согласно данным Ericsson Mobility Report, мобильные телефоны сейчас есть у почти 4,6 млрд пользователей и половина этих устройств — смартфоны.