Обвал рубля, 13 мая 2015, 00:12

Россияне на майских праздниках скупали электронику и обувь

Отказавшись от поездок за границу на майские праздники, многие россияне предпочли тратить деньги дома. Ретейлеры зафиксировали рост числа покупателей и увеличение продаж на длинных выходных
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Шопинг вместо отдыха за границей

На прошедших праздниках россияне чаще, чем год назад, посещали магазины, торгующие непродовольственными товарами, свидетельствует исследование Shopping Index компании Watcom, занимающейся подсчетом трафика в предприятиях торговли.

По данным Watcom, c 1 по 10 мая посещаемость магазинов одежды по сравнению с майскими праздниками 2014 года выросла на 6%, бытовой техники и электроники — на 11%, спортивной одежды и обуви — на 53%, обуви — на 78%.

Парадоксально, но при этом посещаемость крупных торговых центров в этот период упала на 20%, следует из исследования Watcom. В компании объясняют это тем, что в эти майские праздники многие потребители решили отказаться от трат на развлечения, а потому посещали преимущественно магазины в формате street retail, а не торговые центры, где соблазн оставить деньги гораздо выше.

Генеральный директор Watcom Group Роман Скороходов отмечает, что одной из причин роста посещаемости магазинов стало то, что из-за колебания курсов валют многие москвичи не поехали за границу и остались дома.

Смотрят, но не покупают

Существенный рост посещаемости обувных магазинов, зафиксированный исследователями из Watcom, не трансформировался в рост продаж, говорят ретейлеры. Выручка обувных магазинов на майских праздниках действительно выросла, однако произошло это благодаря росту цен, а не увеличению спроса, рассказали РБК несколько обувных ретейлеров. «Прирост продаж в рублях по первым десяти дням мая у нас составил 20%, — говорит совладелец сети «Эконика» Сергей Саркисов. — Однако по количеству реализованных товаров продажи упали на 10%». Пик продаж летней обуви придется на вторую половину месяца, говорит Саркисов. Пока же потребители тяжело реагируют на повышение цен, заключает он.

В сети «Обувь России» в майские праздники продажи в деньгах выросли на 10–12% по сравнению с прошлым годом, рассказала РБК представитель сети Наталья Паули. «Причина — в том, что цены на наши товары за последние полгода выросли на 10–25%», — добавила она. При этом роста спроса на обувь в компании не зафиксировали. Представитель еще одной обувной сети экономкласса на условиях анонимности рассказал РБК, что показатели продаж в эти майские праздники у него были ниже, чем в прошлые.

На фоне общего ухудшения экономической ситуации в России снизились и продажи нижнего белья. Генеральный директор сети магазинов женского белья «Милабель» (ранее работала под брендом «Милавица») Алексей Прагер пожаловался, что падение в натуральном выражении составило 30%, в денежном — 16%. «Мы не видим никаких предпосылок для улучшения этой ситуации», — сетует он.

Торговые центры не пустеют

Большинство опрошенных РБК представителей торговых центров не подтвердили подсчеты Watcom, согласно которым посещаемость в майские праздники упала. Так, директор по маркетингу ТРЦ «Афимолл Сити» Ева Снеговская (компания владеет ТРЦ «Афимолл Сити») утверждает, что прирост посещаемости торгового центра с 1 по 11 мая по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 28%. Посещаемость ТРЦ «РИО» на Ленинском проспекте выросла на 20% по сравнению с 2014 годом, говорит глава департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций ГК «Ташир» Зара Аджемян.

Увеличение трафика зафиксировали не только владельцы московских торговых центров, но и региональных: рост посещаемости ТЦ «Галерея Краснодар» в Краснодаре и «Моремолл» в Сочи составил около 10%, рассказала РБК руководитель дирекции маркетинга компании «TPS-Недвижимость» Татьяна Корсакова.

Единственный из опрошенных РБК торговых центров, в котором признали падение трафика в праздники, — люксовая галерея «Времена года» на Кутузовском проспекте. Правда, по словам представителя владеющей ТЦ компании Avica Property Investors Андрея Плугаря, падение было незначительным — чуть более чем на 1%. При этом непосредственно 9 мая ТЦ посетило на 10% больше людей, чем в 2014 году, добавляет он.

Спрос на технику вернулся

После заметного спада интереса к покупке бытовой техники и электроники в начале года, пришедшего на смену предновогоднему ажиотажу, в майские праздники покупатели вновь начали интересоваться гаджетами и техникой. В «М.Видео» 1–11 мая рост составил 3,2% к показателям 2014 года. «Наибольшим спросом пользуются телевизоры и крупная бытовая техника, топ-5 самых продаваемых товаров состоит именно из них, — рассказал РБК представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. — Причем все эти товары — А–бренды, что демонстрирует сохраняющуюся уверенность покупателей и отсутствие перехода в более низкий ценовой сегмент и к производителям второго эшелона». Какой была посещаемость магазинов, в компании не раскрывают.

В розничных магазинах «Техносилы» зафиксировали незначительный рост покупательского трафика по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, сообщил представитель компании Павел Воробьев. Многие россияне не стали тратить деньги на отдых и путешествия, а решили потратить сбережения на различные покупки, в том числе и на бытовую технику, считает он. Наименьшим спросом в «Техносиле» пользовалась категория «ТВ и аудио», чаще всего покупатели интересовались цифровой техникой и аксессуарами. «Пик онлайн-продаж пришелся на первые числа мая. Рост выручки по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил около 74%, продажи непосредственно цифровой техники выросли более чем в два раза. Наибольшим спросом пользовались смартфоны и фототехника», — рассказал Воробьев.

В «Связном» рост продаж в майские праздники составил 15%, в категории мобильных телефонов — 20%, говорит представитель компании Мария Заикина. Рост продаж мобильных устройств (смартфонов, планшетов и обычных телефонов) по итогам майских праздников зафиксировали почти все продавцы гаджетов.

Роутеры на дачу​

В розничной сети МТС продажи выросли на 60% по сравнению с прошлогодними праздниками в физическом выражении, а в деньгах — вдвое, рассказал представитель компании Дмитрий Солодовников. Всплеск продаж он объяснил реакцией потребителей на скидочную акцию МТС — в конце апреля оператор снизил цены на большинство моделей телефонов, смартфонов и планшетов в своей розничной сети. Как сообщал РБК, некоторые модели подешевели до 30%. Снижая цены, оператор стремился усилить позиции в растущем сегменте передачи данных и продать больше LTE-устройств. «Вместе с ростом продаж гаджетов увеличивается спрос на услуги связи: пользователи ускоренно обновляют старые 3G-смартфоны на новые LTE‑гаджеты и потребляют больше интернет-услуг», — пояснил РБК генеральный директор розничной сети МТС Арвидас Алутис. По словам Солодовникова, при замене обычного смартфона на LTE-устройство в первые полгода трафик пользователя увеличивается в 1,7 раза, а средний ежемесячный платеж (ARPU) растет более чем на 30%.

«ВымпелКом» также отметил положительную динамику продаж в своей рознице. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, доля смартфонов в общей структуре продаж увеличилась более чем на 20%, планшетов — в 2 раза, сообщила РБК представитель оператора Анна Айбашева. Она также отметила, что с наступлением дачного сезона в рознице оператора увеличился спрос на мобильные роутеры (конкретные показатели Айбашева не раскрыла). В «МегаФоне» данные о продажах мобильных устройств в праздничные дни сообщить не смогли.

Как сообщал РБК, в первые три месяца 2015 года продажи смартфонов в России показали максимальное падение за шесть лет. По данным IDC, продажи смартфонов упали в первом квартале на 21%, до 4,29 млн штук. В долларовом выражении объемы продаж снизились на 49%, до $723 млн, а лидерами падения стали Apple Inc. и Samsung Electronics Co.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать