Технологии и медиа, 13 мая 2016, 10:48

Бизнес попросил не приравнивать блогеров к новостным агрегаторам

Интернет-компании направили в профильный комитет Госдумы предложения по изменению законопроекта о новостных агрегаторах. Текущая редакция была принята в первом чтении 19 апреля и вызвала массу споров
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos

​​Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), объединяющая более ста крупнейших игроков интернет-рынка, подготовила предложения к законопроекту о новостных агрегаторах, сообщила РБК представитель ассоциации Екатерина Воробьева.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин сообщил РБК, что в нижней палате поправки РАЭК получили. По его словам, предложения отрасли аппарат комитета обсудит на следующей неделе.

РАЭК предлагает уточнить понятие «владелец новостного агрегатора», которое в законопроекте «определено слишком широко». В результате под определение могут подпасть интернет-сервисы, которые никакого отношения к новостным агрегаторам не имеют, — социальные сети, мессенджеры, поиск и так далее.

Ассоциация также предлагает дополнить законопроект положением о том, что помимо СМИ новостными агрегаторами не являются блогеры и операторы поисковиков, которые позволяют пользователям искать информацию в интернете. Формулировку «новостная информация» РАЭК предлагает заменить другой — «сообщения о новостях дня», — которая уже есть в действующем законодательстве (пп.4 п.6 ст.1259 ГК РФ).

Еще одно предложение — исключить из законопроекта пункт, согласно которому​ за информацию, распространяемую новостным агрегатором, ответственность несет его владелец, ​даже если это дословное цитирование СМИ. По мнению авторов поправок, это должно устранить дисбаланс в отношении ответственности агрегаторов.

Если требования к агрегаторам будут изменены в новом законопроекте, это устранит «неравные, ущемляющие условия для российских компаний по сравнению с иностранными, а также положения, которые могут привести к ограничению иностранных инвестиций», считают в РАЭК. Кроме того, ассоциация предлагает уточнить содержание предписания, направляемого ​Роскомнадзором владельцу новостного агрегатора, а также категорию информации, которую должен хранить владелец новостного агрегатора, и т.д.

Изменения в закон «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и КоАП, регулирующие работу новостных агрегаторов, были внесены в Госдуму в феврале 2016 года депутатами от комитета по информационной политике Алексеем Казаковым и Александром Ющенко. Авторы инициативы хотели обязать новостные агрегаторы проверять распространяемую информацию, следить за тем, чтобы в СМИ не появлялось экстремистских материалов, и по запросу Роскомнадзора ограничивать доступ читателей к информации, в случае если та нарушает законодательство. На агрегаторы предлагалось также распространить ограничение по участию иностранного капитала, действующее для СМИ с 2016 года, — 20%. За неисполнение этих требований агрегаторам грозят штрафы от 100–200 тыс. до 5 млн руб.

«Мы же не приезжаем со своими правилами в Америку»

19 апреля законопроект был принят в первом чтении. При этом комитет по информационной политике в своем заключении высказался против предложения возложить на агрегаторов ответственность за распространяемую информацию: по закону о СМИ журналисты и так обязаны проверять достоверность публикуемой информации. Комитет также рекомендовал ко второму чтению уточнить в законопроекте понятие новостного агрегатора.

Один из авторов законопроекта Александр Ющенко в разговоре с РБК отметил, что, по мнению членов комитета, если агрегаторы собирают информацию от блогеров или иных не имеющих лицензии СМИ источников, они должны заниматься ее премодерацией и нести ответственность за эти данные.

Что касается предложения отрасли сузить определение «владелец новостного агрегатора», то в данном случае ключевым критерием является посещаемость ресурса более 1 млн человек в сутки, считает депутат. По его мнению, под определение, а значит, и под регулирование в рамках законопроекта должны подпадать и социальные сети Facebook и «ВКонтакте», в которых есть ленты новостей, агрегирующие информацию как от СМИ, так и от пользователей. «Facebook уже тестирует приложения, которые будут предлагать вам новостные сообщения, ранжировать их и представлять под своим «соусом», — сообщил Ющенко. Для соблюдения нормы об ограничении иностранного владения тот же Facebook должен зарегистрировать российское представительство, полагает депутат. Если западные компании не будут выполнять закон, они просто не будут работать на российском рынке, подчеркнул Ющенко: «Мы же не приезжаем со своими правилами в Америку и не говорим: «Давайте так работать». «Она [норма о 20% иностранного капитала] не будет двигаться ни на 19%, ни на 18%, ни на 25% — я не планирую ее убирать, у меня в редакции таких правок нет», — заявил парламентарий.

Представители отрасли и ранее критиковали текущую версию законопроекта. В частности, в отзыве «Яндекса» юристы компании обращали внимание на размытость определения новостного агрегатора. В Mail.Ru Group также отмечали, что термин «может быть применен практически к любому интернет-сервису, включая мессенджеры, соцсети, поиск и прочее». Ограничения иностранного капитала в «Яндексе» назвали чрезмерными и носящими «запретительный характер» для большинства российских компаний, а представитель Mail.Ru Group отмечал, что, «по сути, это означает ограничение на инвестиции в российский интернет».

Законопроект направлен против одной компании — «Яндекса», отметил в разговоре с РБК менеджер крупной российской интернет-компании. По его словам, для всех остальных игроков на рынке, у которых агрегаторы не имеют столь большого трафика, этот законопроект не представляет большой угрозы. Все, кроме «Яндекса», просто изменят структуру владения новостным сервисом, например перерегистрируют его на российского гражданина, чтобы обойти норму о запрете иностранного владения более 20%, считает собеседник РБК.

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает