Технологии и медиа, 14 июн 2018, 20:25

«Лаборатория Касперского» решила с партнером создать «цифрового двойника»

«Лаборатория Касперского» и производитель автомобильных элементов НПП «Итэлма» создали совместное предприятие. Как полагают эксперты, компании будут работать над безопасностью систем управления беспилотным транспортом
Читать в полной версии
Фото: Владислав Шатило / РБК

Транспортный союз

«Лаборатория Касперского» и производитель автомобильных элементов Научно-производственное предприятие «Итэлма» создали компанию, которая займется разработкой интеллектуальных автомобильных систем.

По данным СПАРК, совместное предприятие ООО «Научно-производственное объединение «Адаптивные промышленные технологии» было учреждено 7 июня этого года. Его уставный капитал составил 100 тыс. руб. «Лаборатория Касперского» и НПП «Итэлма» получили по 50% новой компании. В качестве основного вида деятельности ООО указана разработка компьютерного программного обеспечения.

Как пояснил РБК представитель пресс-службы «Лаборатории Касперского», новая компания создана для комплексного применения киберзащищенных цифровых технологий в промышленных системах. «Фокус компании направлен на создание новых образцов промышленного оборудования, интеллектуальных элементов автомобильной электронной системы и построение вертикальной системы управления жизненным циклом изделия с применением новейших технологий — цифровой двойник (виртуальный аналог физического устройства, который моделирует его внутренние процессы и поведение в окружающей среде. — РБК), искусственный интеллект и др.», — рассказал представитель «Лаборатории Касперского». По его словам, созданная организация «объединит компетенции учредителей» и будет сотрудничать с другими участниками рынка в целях создания инновационных продуктов и технологий. Другие детали он раскрыть отказался.

Представители НПП «Итэлма» не ответили на запрос РБК.

«Лаборатория Касперского» — международная компания, работающая в сфере информационной безопасности. Головное юридическое лицо — зарегистрированная в Великобритании Kaspersky Labs Limited. По состоянию на июль 2017 года 82,73% акций Kaspersky Labs принадлежали основателю и гендиректору «Лаборатории Касперского» Евгению Касперскому, еще одному основателю и советнику по корпоративному управлению компании, Алексею Де-Мондерику, — 9,67%, Вадиму Богданову (также является сооснователем) — 7,3%. Остальные 0,3% акций распределены между двумя физлицами и австралийским регистратором Computershare. Выручка по МСФО в 2017 году, по данным компании, составила $698 млн.

НПП «Итэлма» занимается производством электронного и электрического оборудования для автотранспортных средств, в частности систем управления двигателем и бортовой электроники. Среди партнеров компании —​ автопроизводители АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ, КамАЗ и др. По данным Kartoteka.ru, ООО «НПП «Итэлма» принадлежит Илье Заку (45%), Александру Постникову (38,7%), Леониду Закулину (15,8%) и Юрию Филину (0,5%). Похожий состав учредителей также имеют компании «Итэлма-бизнесстрой» (управляет технопарком «Итэлма» на Варшавском шоссе), «Итэлма Билдинг Системс» (производит счетчики учета воды и тепла) и еще ряд компаний. Выручка НПП «Итэлма» в 2016 году (последние доступные данные) составила 5,1 млрд руб.

Осенью 2017 года заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина говорила, что в ближайшие годы в технопарке «Итэлма» откроется первый в России Центр разработки и испытаний компонентов для роботизированного и автономного транспорта.

Будущее беспилотников

По прогнозу PwC, полностью автономные транспортные системы в крупнейших городах планеты появятся к 2040 году, а первые беспилотные автомобили должны появиться на дорогах уже в 2021 году. Согласно классификации SAE International, существует шесть уровней автоматизации транспорта: от 0 (предполагает, что в определенных ситуациях система может делать предупреждения и вмешиваться в процесс управления, но не имеет постоянного контроля над автомобилем) до 5 (управление автомобилем без какого-либо участия водителя). Над созданием беспилотных автомобилей разной степени автономности работают несколько компаний по всему миру, в том числе в России. В частности, такие разработки ведут «Яндекс», а также Cognitive Technologies вместе с КамАЗом.

По оценке J'son & Partners, продажи самоуправляемых автомобилей в мире возрастут с 330 тыс. в 2017 году до 30,4 млн в год к 2035 году. Объем рынка к этому сроку может достичь $364,8 млрд.

Безаварийный интеллект

Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев предположил, что в рамках совместного предприятия «Лаборатория Касперского» займется внедрением систем безопасности в элементы интеллектуальных систем автомобилей. «Скорее всего, это шаг в направлении развития искусственного интеллекта и беспилотного транспорта. Когда речь заходит о беспилотном транспорте, возникает вопрос функционирования робота в открытом пространстве, а значит, любое вмешательство злоумышленников в «мозги» робота может привести к аварии. Поэтому вопрос защищенности операционной системы встает особенно остро», — сказал Комлев.

По мнению президента Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Виталия Недельского, сотрудничество «Лаборатории Касперского» и НПП «​Итэлма» предполагает внедрение на производстве автомобильных компонентов промышленного антивируса, который защитит системы предприятия от взлома злоумышленниками.

Другой участник рынка предположил, что речи о совместных разработках не идет. «Есть ощущение, что «Лаборатория Касперского» будет проводить аудит производимого оборудования, то есть выступать в роли пентестеров (оценщиков безопасности компьютерных систем или сетей с помощью моделирования атак злоумышленников. — РБК), проверяя эти автомобильные компоненты на защищенность», — отметил собеседник РБК.

Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ