Депутаты взялись за «Яндекс» и Google , 15 мар 2016, 20:33

Минкомсвязи оценило ущерб от закона о новостных агрегаторах

В Минкомсвязи заявили, что ограничение работы новостных агрегаторов уменьшит аудиторию онлайн-СМИ на четверть. В министерстве считают, что требования законопроекта невыполнимы и приведут к тратам из бюджета
Читать в полной версии
(Фото: Артем Геодакян/ТАСС)

В Минкомсвязи оценили ущерб от законопроекта, приравнивающего новостные агрегаторы к СМИ. Если законопроект будет принят в текущем виде, аудитория онлайн-СМИ может уменьшиться по крайней мере на четверть, отмечается в отрицательном отзыве Минкомсвязи на законопроект за подписью замминистра Алексея Волина (РБК ознакомился с текстом).

Отзыв был направлен в Госдуму 15 марта, сообщил РБК Волин. По его словам, это формальность: Минкомсвязи раскритиковало проект сразу же после его внесения, однако депутаты разослали текст по профильным ведомствам для получения официальных отзывов. 

Поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» были внесены в Госдуму 25 февраля депутатами от комитета по СМИ Алексеем Казаковым («Справедливая Россия») и Александром Ющенко (КПРФ). Авторы законопроекта хотели обязать агрегаторы проверять распространяемую информацию, следить за тем, чтобы среди материалов СМИ не появлялось экстремистских материалов, и по запросу Роскомнадзора предоставлять доступ к информации, также в законопроекте предлагался запрет на владение иностранцами более 20% агрегаторов. Для нарушителей были предусмотрены штрафы до нескольких миллионов рублей.

Законопроект в его нынешнем виде «может привести к существенному ограничению деятельн​ости и даже закрытию российских сервисов поиска и агрегации новостей», пишет Волин. Существенная часть трафика онлайн-СМИ приходится именно на новостные агрегаторы, соответственно, ограничение или закрытие таких сервисов приведет к падению аудитории и доходов интернет-СМИ. По его мнению, требования депутатов являются избыточными, так как новостные агрегаторы работают с информацией, ранее опубликованной в СМИ. Эта информация, в свою очередь, регулируется законом о СМИ. Кроме того, у новостных агрегаторов нет возможности проверять достоверность информации, так как у них нет редакции.​ Требования премодерации множества новостных материалов агрегаторами технически невыполнимы, заключает замминистра.

«Такие требования, по сути, аналогичны требованиям к владельцам киосков — проверять содержимое продаваемых газет и журналов — и к сотовым операторам — следить за тем, чтобы их абоненты при разговоре по мобильным телефонам не использовали ненормативную лексику», — говорится в отзыве. Кроме того, необходимость контроля над исполнением законопроекта ​приведет к увеличению нагрузки на Роскомнадзор (он, согласно замыслу депутатов, должен вести реестр агрегаторов по аналогии с реестром СМИ) и дополнительным тратам из бюджета.

Будь как СМИ: что думают о законопроекте власть и интернет-компании
Фотогалерея

«Полагаем, что в условиях существования экономических трудностей необходимо фокусировать усилия законодателей на предложениях, сокращающих количество контрольных функций и стимулирующих деятельность реальных производителей, — говорится в отзыве Минкомсвязи. — В этой связи полагаем, что подобные законодательные инициативы должны проходить предварительную экспертизу с привлечением представителей отрасли».

Председатель думского комитета по СМИ Леонид Левин говорил ранее, что идея регулирования подобных способов массового распространения информации «заслуживает одобрения». Советник президента по проблемам интернета Герман Клименко усомнился в необходимости такого законопроекта, а в Кремле заявили, что идею надо проработать.

Законопроект раскритиковали многие участники отрасли. В компании «Яндекс», владеющей крупнейшим российским агрегатором «Яндекс.Новости», заявили, что требования проекта невыполнимы и приведут к закрытию новостного сервиса. Ежедневно новостной сервис компании индексирует более 100 тыс. новостных сообщений почти от 7 тыс. источников. Его средняя месячная аудитория в январе 2016 года составила 23,3 млн человек.

Российские издания действительно сильно зависят от трафика из новостных агрегаторов. Так, по данным LiveInternet, сайт ria.ru получил от «Яндекс.Новости» в феврале 2016 года 33,6% посетителей, lenta.ru — 13,5%, kommersant.ru — 36%, rbc.ru — 18,7%.

Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях