Технологии и медиа, 15 июл 2016, 19:09

Российские интернет-магазины пожаловались Чайке на зарубежных конкурентов

Российские онлайн-ретейлеры попросили Генпрокуратуру и Верховный суд заставить иностранных конкурентов соблюдать местное законодательство по защите прав потребителей. Нарушителей лоббисты предлагают штрафовать
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Защита по закону

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет 20 российских онлайн-ретейлеров, включая Ozon.ru, Lamoda.ru, «Юлмарт», KupiVIP и др.) попросила Генпрокуратуру и Верховный суд определить, должны ли иностранные онлайн-ретейлеры соблюдать российское законодательство по защите прав потребителей. Письма направлены в адрес генпрокурора Юрия Чайки и председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, рассказал РБК президент АКИТ, управляющий партнер компании «220 Вольт» Алексей Федоров. Копии обоих обращений есть в распоряжении РБК.

Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной заявил РБК, что в ведомстве пока не получили обращение ассоциации. Представитель Верховного суда не ответил на запрос РБК.

АКИТ просит Верховный суд и Генпрокуратуру прояснить два спорных пункта: в какой момент право собственности на товар переходит от продавца к покупателю  и почему ответственные ведомства, например Роспотребнадзор, не защищают права потребителей в случае с иностранными ретейлерами, сообщил РБК Федоров.

Переход права собственности происходит в момент, когда покупатель получает товар, а не в момент заказа и оплаты в магазине, следует из Всемирной​ почтовой конвенции, а значит, права потребителей должны защищаться в российской юрисдикции, говорится в письмах. Однако ответственные ведомства оставляют решение о возврате денег за магазином, который работает по законам страны, где он зарегистрирован, указывают в АКИТ. Например, китайский AliExpress сам решает, реагировать ли на жалобы пользователей из России, говорит Федоров.

Российские ретейлеры предлагают Чайке и Лебедеву ввести систему штрафов для иностранных интернет-магазинов, нарушающих права российских потребителей, а также внести поправки в федеральный закон «Об исполнительном производстве», чтобы определить порядок взыскания ущерба с зарубежных граждан и компаний. Какой именно может быть система штрафов, ретейлеры не уточняют. Верховный суд ассоциация также просит разъяснить, должны ли иностранные торговцы руководствоваться российским законодательством при доставке товаров в страну, и определить, какие органы власти отвечают за защиту прав покупателей. АКИТ также предлагает создать реестр недобросовестных магазинов.

Сейчас законодательство не позволяет привлекать к ответственности иностранные компании, которые доставляют российским покупателям товары ненадлежащего качества и контрафакт, отмечает АКИТ в письмах. По данным ассоциации, случаи продажи таких товаров «участились» вместе с ростом популярности покупок из-за рубежа: только в первом квартале 2016-го, по подсчетам АКИТ, число «международных отправлений с товарным вложением» выросло на 182%, до 48 млн штук. Поскольку стоимость 90% заказов не превышает 1,1 тыс. руб., пострадавшие потребители предпочитают не вступать в судебные тяжбы: издержки на юристов и оплату пошлин обходятся дороже, чем сами покупки, объясняют российские ретейлеры в письме.

Спорный вопрос

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев согласен с позицией АКИТ. «Когда вы покупаете что-то в иностранном магазине, вы соглашаетесь с правилами площадки, а они, скорее всего, подразумевают переход права собственности в момент оплаты товара. В таком случае товар едет в Россию как товар частного лица, для личных нужд, риск утраты и потери товара переходит на покупателя», — объясняет он. Если вы не соглашались с такими условиями, то можно считать, что товар доставляет сама компания, тогда он должен быть легализован в соответствии со всеми налоговыми и таможенными процедурами и продан конечному потребителю по договору купли-продажи, говорит Мариничев.

Юридически большинство зарубежных онлайн-магазинов под «фактом совершения покупки» подразумевает «факт оплаты товара на сайте», отмечает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. В отличие от Мариничева, Иванов считает, что проблемы с защитой прав потребителей не существует. «НАДТ проводила консультации с обществами по защите прав потребителей и опрашивала покупателей, которые объясняли, что добиться возврата денег от китайского интернет-магазина даже проще, чем от российского», — говорит глава ассоциации. По его словам, иностранные магазины возвращают деньги за некачественный товар и при этом не требуют от потребителя возврата или пересылки некачественной продукции за свой счет: для этого на сайтах всех компаний уже существует «простая и отлаженная процедура».

К отношениям иностранных продавцов и потребителей должно применяться право страны, где живет покупатель (ст.1212 Гражданского кодекса), но на деле иностранные интернет-магазины в России работают по правилам, «отсылающим нас к зарубежному праву», что противоречит внутреннему российскому законодательству, говорит управляющий партнер юридической фирмы Gaffer & Gaffer Денис Косенков. Разъяснения Генпрокуратуры и Верховного суда не заменят положений законодательства: важнее было бы узнать позицию Минфина как ведомства, отвечающего за сбор налогов, считает юрист.

Проблема розничного импорта — одна из самых серьезных в интернет-торговле, говорит советник президента России по интернету Герман Клименко. При этом у представителей отрасли нет единого мнения, как эту проблему решать, и запросы в Генпрокуратуру и Верховный суд вряд ли поспособствуют этому, указывает Клименко.​

Гендиректор Alibaba Group в России Марк Завадский отказался комментировать инициативы АКИТ. Генеральный директор «eBay Россия» Владимир Долгов не ответил на запрос РБК.

Как в России борются с иностранными интернет-магазинами

АКИТ неоднократно выступала с предложением обязать иностранные онлайн-магазины регистрировать в России представительства и платить налоги. Существующие условия не позволяют российским игрокам конкурировать по ценам на товары: они оказываются выше, поскольку отечественный бизнес вынужден платить 18% НДС, входящего в цену товара, а китайский — нет, жаловались представители ассоциации на заседании рабочей группы по регулированию трансграничной торговли в феврале 2016 года. Представители иностранных магазинов тогда отмечали сложность введения налогообложения продавцов, многие из которых являются частными лицами, например на таких площадках, как eBay и AliExpress. Обязать каждого из них регистрироваться в России для уплаты налогов невозможно, объяснял глава российского eBay Владимир Долгов.

Роспотребнадзор также предлагал регулировать ответственность онлайн-магазинов. В июле 2015 года ведомство предложило внести поправки в закон «О защите прав потребителей», которые обязали бы агрегаторов товарных предложений в интернете публиковать на сайте полную информацию о товаре: сведения об изготовителе, сроке службы и т.д. В противном случае Роспотребнадзор мог бы заблокировать их в России. Позднее ведомство смягчило наказание до штрафа. Против поправок выступали представители российских компаний, которые указывали, что законопроект ставит отечественные товарные агрегаторы в неравные условия с иностранными магазинами. 11 июля 2016-го заместитель председателя правительства Ольга Голодец отправила законопроект на доработку.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла