Технологии и медиа, 15 авг 2023, 06:30

Собственные сериалы принесли онлайн-кинотеатрам рекордную выручку

Как видеосервисы смогли заработать после ухода иностранных кинокомпаний
Сериалы собственного производства принесли российским онлайн-кинотеатрам рекордную выручку: на продаже прав платформы заработали почти 9 млрд руб. за полугодие. Развивать эту нишу стриминги начали после ухода западного контента
Читать в полной версии
Фото: Grusho Anna / Shutterstock

Выручка российских онлайн-кинотеатров от продажи прав на фильмы и сериалы собственного производства (originals) по итогам истекшего первого полугодия выросла более чем в 1,5 раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Это следует из отчета информационно-аналитического агентства TelecomDaily, с которым ознакомился РБК.

Так, за минувшие январь—июнь стриминги заработали на лицензировании своих проектов 8,8 млрд руб., тогда как за аналогичный прошлогодний период выручка рынка в этом сегменте составляла лишь 5,5 млрд руб. До прошлого года, как пояснил глава TelecomDaily Денис Кусков, продажа платформами прав на originals не носила массового и системного характера, а потому не оценивалась.

Лидером в сфере лицензирования контента, по версии TelecomDaily, по итогам истекшего первого полугодия стал сервис more.tv (принадлежал НМГ, однако в июле было объявлено о слиянии сервиса с онлайн-кинотеатром Wink от «Ростелекома»): на него приходится 20,9% выручки рынка от продажи прав на свой контент и партнерских соглашений. На втором месте находится Start (на 45% принадлежит «МегаФону») с долей 17,7%. Замыкает тройку лидеров «Кинопоиск» с 17,3%.

На чем видеосервисы зарабатывают больше всего

Рост совокупной выручки онлайн-кинотеатров от подписной и рекламной моделей по итогам истекшего первого полугодия показал динамику 37%, с 25,9 млрд руб. в прошлом до 35,4 млрд руб. в этом году.

Основным источником дохода для стримингов остается платная модель, то есть подписка. На нее, по итогам полугодия, пришлось 90,7% выручки отрасли, или 32 млрд руб. (годом ранее аналогичный показатель составлял 23 млрд руб.). Выручка от рекламы достигла 3,3 млрд против 2,3 млрд руб. годом ранее, но в общем объеме заработков стримингов ее доля незначительна и составляет лишь 9,3%.

Почему онлайн-кинотеатры нарастили производство контента

Основным стимулом наращивания производства собственных проектов в этом году для видеоплатформ стал отток западного контента. После начала спецоперации на Украине крупнейшие западные производители заявили об отказе поставлять в Россию свои киноновинки и продлевать доступ к архивным коллекциям. В результате за год платформы потеряли половину голливудских проектов.

Стремясь сохранить аудиторию, онлайн-кинотеатры увеличили темпы собственного производства. Так, в прошлом году в России вышло 89 оригинальных фильмов и сериалов, тогда как в 2021-м таких проектов было 74. На текущий год аналитики прогнозируют еще больший рост производства, в том числе за счет коллаборации с телеканалами.

В структуре рынка онлайн-кинотеатров по итогам полугодия значимых перемен не произошло. Лидером по выручке остается принадлежащий «Яндексу» «Кинопоиск», нарастивший свою долю с 23,4% в минувшем году до 33,9% в этом. На втором месте со значительным отрывом находится «Иви», «сократившийся» с 22,4 до 19,3% рынка. Замыкает тройку лидеров Wink (на отчетный период принадлежал «Ростелекому», сейчас развивается как совместное с Национальной медиа группой предприятие) — 13,4% (в первом полугодии 2022-го удерживал 12,8%).

Какие перспективы у оригинального контента

Опрошенные РБК онлайн-кинотеатры единогласны: производство оригинальных проектов — их ключевая ставка на ближайшие годы. Так, за истекшее первое полугодие доходы «Кинопоиска» от лицензирования контента выросли в 2,5 раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. «Речь идет о правах на показ наших оригинальных сериалов на других площадках и федеральных каналах, например «Нулевой пациент» на «Первом канале», Wink, Premier и Start или «Беспринципные в деревне» на «Иви», Wink и Окко, и продажах прав на проекты, которые были спродюсированы «Плюс Студией» для «Кинопоиска», например «Переводчик» Гая Ричи, — объясняют методику подсчета в пресс-службе компании. — Учитываются только доходы от продаж прав третьим лицам, которые не принимали участия в производстве сериала или фильма». Абсолютные цифры по доходам в этом сегменте представитель онлайн-кинотеатра не привел, однако напомнил, что с начала года «Кинопоиск» уже реализовал пять собственных проектов и до конца года будет выпускать по одному фильму или сериалу в месяц.

Wink в текущем году планирует не менее чем в два раза увеличить выпуск оригинальных проектов, утверждают в пресс-службе компании. Причем этот видеосервис, сравнительно недавно запустивший собственное производство, уже на первых стадиях сделал ставку на инвестиции не в сериалы, а в полнометражное кино. «После консолидации more.tv показатель доходов от продажи проектов другим площадкам будет более релевантным и вырастет», — добавили в Wink.

Рост выручки от дистрибуции у группы компаний Start по итогам полугодия составил более 120%, утверждает ее представитель Виктория Денисова: сейчас этот показатель составляет около 30% от общей выручки (абсолютные цифры не приводятся). Причем оригинальный контент в Start называют «основным драйвером» привлечения новой аудитории: «Восемь из десяти новых пользователей приходят к нам именно из-за originals». В Kion (владелец сервиса — МТС) также заявили, что направление оригинального контента было флагманским с самого начала развития платформы и продолжает выступать ключевым для привлечения подписчиков.

В пресс-службе «Иви» отметили лишь, что проекты собственного производства служат ключевым направлением развития бизнеса, отказавшись от прогнозов. В пресс-службе Okko (прежде принадлежал «Сберу», информация об актуальных собственниках не раскрывается) отказались от комментариев.

Какие собственные сериалы выходили у онлайн-кинотеатров

Уже к середине этого года онлайн-кинотеатры выпустили несколько десятков проектов собственного производства. Так, у «Кинопоиска» вышли «Гром: трудное детство», «Фандорин. Азазель», «Король и Шут», «Беспринципные в деревне» и «Пищеблок-2». В линейке Wink Originals появилось семь художественных сериалов, среди которых «Фишер», «Актрисы» и «Балет» и два документальных проекта — «Поуехавшие» и «Рестораны Москвы». На «Иви» появились такие собственные сериалы, как «Разрешите обратиться» и «Оливье и роботы».

Онлайн-кинотеатр Premier (принадлежит «Газпром-Медиа») с этого года только запустит лицензирование контента, рассказали в пресс-службе сервиса. Ранее платформа строила бизнес иначе: оригинальные проекты компании оставались только Premier. «Теперь же, когда мы нарастили регулярное производство, мы пришли к решению создавать проекты, которые будут лицензироваться, — отметили в Premier. — Уже с осени мы будем активно работать над созданием полного метра, который будет представлен как в кинотеатрах, так и на телеканалах и других платформах, которые приобретут лицензию на показ».

Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт