Технологии и медиа, 15 дек 2014, 01:58

Третий по популярности мессенджер в Китае оценили в $2,5 млрд на IPO

На бирже Nasdaq разместился китайский стартап Momo - очередной мессенджер, привлекший внимание глобальных инвесторов. В рамках IPO компанию, чьим совладельцем является гигант электронной торговли Alibaba, оценили в $2,5 млрд.
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Momo, чье название в переводе с китайского означает «незнакомый», привлекла $216 млн, продав 16 млн американских депозитарных акций (ADS) по $13,5. Сделка состоялась в четверг, 11 декабря. Вся компания была оценена в $2,5 млрд, а по итогам двух дней торгов капитализация составила $2,8 млрд. При этом в первый день акции Momo подорожали на 26%, а ее капитализация превышала $3 млрд. Инвесторы очень хорошо встретили компанию, которая всего за три года вышла на третье место по популярности среди мобильных приложений для общения в Китае.

Более 20% акций Momo владеет китайская Alibaba, согласившаяся одновременно с IPO вложить в стартап еще $50 млн. В капитале Momo участвуют и другие престижные инвесторы, включая венчурные фирмы Matrix Partners и Sequoia, а также инвестиционный фонд DST Global Юрия Мильнера.

Всего с начала года на американских площадках разместились 14 компаний из Китая. В среднем их бумаги прибавляли 12% за первую сессию, отмечает Bloomberg, а рост Momo уступил только росту Alibaba, которая подорожала на 38% в свой первый день на бирже.

Не только знакомства

По состоянию на конец сентября 2014 года база активных пользователей Momo насчитывала более 60 млн человек. Всего же на ресурсе создано более 180 млн учетных записей. Это делает Momo третьим по популярности чат-сервисом в Китае после WeChat и Mobile QQ (оба принадлежат интернет-конгломерату Tencent). 

Изначально Momo задумывался как приложение для знакомств и свиданий: сервис не просто соотносит пользователей по общим интересам, но и показывает, кто находится рядом, на основе геолокации. Но сейчас Momo идет в сторону более универсальной социальной сети и не хочет, чтобы ее отождествляли исключительно с сервисом для знакомств. «Люди могут неправильно понимать ценность нашей платформы, у них может сложиться неверное представление о Momo как об инструменте, предназначенном исключительно для встреч или свиданий», - предупреждает компания в разделе «Факторы риска» проспекта.

Momo пока не приносит прибыли – убыток компании по итогам девяти месяцев этого года составил $22,9 млн. Выручка Momo за отчетный период увеличилась до $26,2 млн, с $0,8 млн годом ранее.

Большую часть своей выручки компания получает за счет абонентской платы. Приложение бесплатно, но за $18 в год можно получить «VIP-аккаунт», включающий расширенные опции поиска, возможность «фолловить» большее количество пользователей и другие преференции. Momo также зарабатывает на рекламе, мобильных играх и продаже эмодзи. В планах ресурса – увеличение клиентской базы за счет продвижения своей платформы на быстрорастущем китайском рынке мобильной связи – по итогам 2013 года число пользователей мобильного интернета в КНР возросло до 556,1 млн против 375,6 млн годом ранее.

Сервис планирует дальнейшую монетизацию трафика через сотрудничество с Alibaba: пользователям Momo будет показываться таргетированная реклама торговцев, работающих на платформах Alibaba.

Миллион на почте: как мессенджеры зарабатывают на интернет-пользователях
Фотогалерея

Акционерный капитал

В 2012 году Alibaba приобрела 20% акций Momo, исходя из оценки бизнеса в $100 млн, по данным Bloomberg. Фонды DST Team Limited и DST Team Fund Limited (согласно China Money Network, оба входят в группу DST Global) в 2012-2013 годах приобрели 12,6 млн привилегированных акций Momo за $11,5 млн. Эти бумаги, как следует из проспекта Momo, одновременно с IPO автоматически конвертировались в обыкновенные акции класса A. Исходя из этих данных, фондам DST сейчас принадлежит 3,4% акционерного капитала Momo, этот пакет оценивается в $95 млн (по котировкам пятницы). ​

Существующие акционеры договорились не продавать бумаги Momo в течение 180 дней после IPO.

Momo получила дуальную структуру акционерного капитала, характерную для технологических стартапов, разместившихся на бирже в США. На акции класса B приходится 78% голосующих прав, и все бумаги этого класса принадлежат сооснователю и генеральному директору Momo Яню Тану (Yan Tang).

Спор вокруг интеллектуальной собственности

Успеху IPO Momo не смог помешать даже разгоревшийся за сутки до этого скандал. Китайская интернет-компания NetEase, в которой Янь Тан работал до сентября 2011 года, обвинила своего бывшего сотрудника в нарушении трудового договора. По утверждению NetEase, Тан основал Momo, будучи наемным работником, и не имел права это делать без разрешения работодателя. Фактически NetEase обвинила Тана в краже информации и технологии. 

«Тан уведомил нас о том, что эти обвинения, по его мнению – злонамеренные, и он собирается решительно защищать свою невиновность», – говорится в проспекте Momo.

Alibaba поддержала Тана в споре с его бывшим работодателем. «Alibaba полностью поддерживает руководство Momo», - заявил представитель китайского гиганта, согласно Reuters.

«Для нас это [обвинения NetEase] не стало неожиданностью. Когда китайские интернет-компании выходят на IPO, на заднем плане всегда бывает какой-то шум», - сказал Reuters финансовый директор Momo Джонатан Чжан.

Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой