Технологии и медиа, 16 фев 2022, 10:35

Роскомнадзор пригрозил запретом на рекламу «неприземлившимся» компаниям

Зарубежным ИТ-компаниям, которые не выполнили требования закона о «приземлении» в России, грозит запрет на рекламу, сообщил замглавы Роскомнадзора. Сейчас не выполнили требования закона Google, Meta, Discord, Twitch и Telegram
Читать в полной версии
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В ближайшее время Роскомнадзор запустит «меры принуждения» для иностранных компаний, не выполнивших российский закон о «приземлении», который подразумевает открытие представительства в России. Об этом сообщил замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин, передает корреспондент РБК.

«До конца месяца Роскомнадзор запустит меры принуждения для тех компаний, которые вообще не начали «приземляться» [в России], <...> в частности это запрет рекламы для тех компаний, которые не начали выполнять «закон о приземлении», — сказал Субботин во время расширенного заседания Комитета по информполитике Госдумы о реализации этого закона.

Только две иностранные компании в полной мере выполнили закон — Apple и Spotify.

Частично выполнили требования закона TikTok, Likeme, Twitter, Zoom и Viber.

TikTok и Likeme зарегистрировали личный кабинет, создали формы обратной связи, планируют открыть представительства компаний в России. Twitter открыл личный кабинет, Zoom «буквально вчера» направил заявление на регистрацию личного кабинета, Viber также уже направил документы о создании юрлица в России, однако там пока «отсутствует закрепление соответствующих полномочий», рассказал Субботин.

Вообще не выполнили требования закона Google, Meta, Discord, Twitch и Telegram.

Еще две компании решили «приземлиться» в России в «инициативном порядке» и уже зарегистрировали личные кабинеты на сайте Роскомнадзора: это Wargaming и AliExpress.

В компании Viber «только сегодня» узнали, что не все сделали для «приземления» в России, рассказал РБК Илья Жабровский, учредитель ООО «ЭРВИАЙ РУ» (юрлицо Viber в России). По его словам, Viber еще 22 декабря зарегистрировал компанию, не зная о том, что есть какие-то недочеты. Директор по связи с органами власти в Восточной Европе TikTok Сергей Соколов сообщил, что они запустили внутренний процесс по открытию локального офиса и собираются выполнить это требование. «Но процесс оказался долгим. Наша штаб-квартира была бы признательна, если бы нам дали время закончить», — сказал Соколов. В Likeme РБК сообщили, что уже направили документы о регистрации представительства в России в Роскомнадзор через личный кабинет на сайте.

«У меня нет информации по текущему статусу исполнения законодательства. Мы с коллегами будем обсуждать внутри и смотреть дальше», — сказал представитель Pinterest Павел Дунаев. Представитель пресс-службы Google в России воздержался от комментариев. РБК направил запросы в Meta, Discord, Twitch и Telegram.

Роскомнадзор ведет диалог со всеми иностранными компаниями, у ведомства нет задачи кого-то наказать, подчеркнула замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Белла Чекесова.

Зарубежные ИТ-компании с суточной аудиторией более чем 500 тыс. пользователей до 1 января 2022 года должны были открыть в России филиал, представительство или уполномоченное юридическое лицо, а также зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на ресурсе электронную форму для обратной связи. Эти требования предусмотрены законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Тем, кто не выполнил требования нового закона, грозят запрет на рекламу, на прием платежей от российских физических и юридических лиц и другие ограничения вплоть до блокировки ресурса в России. Всего, по данным Роскомнадзора, «приземлиться» в России должны были 13 зарубежных компаний.

Субботин напомнил, что Роскомнадзор может применять к компаниям-нарушителям одну или сразу несколько мер.

Всего таких мер восемь: информирование пользователей сети о нарушениях законов со стороны ИТ-компании в поисковой выдаче, запрет на распространение рекламы в качестве объекта рекламирования, запрет на распространение рекламы на ресурсах иностранного лица, ограничения приемов платежей в адрес иностранных компаний, запрет на информационную выдачу в поисковых системах о иностранных компаниях, запрет на сбор и трансграничную передачу личных данных пользователей, частичное ограничение доступа к ресурсам компании (замедление скорости) и — самая жесткая мера — полное ограничение доступа.

Объясняя, зачем в России нужен закон о «приземлении» ИТ-гигантов, замглавы администрации президента Сергей Кириенко говорил, что существующие офисы не имеют достаточных полномочий для полноценного взаимодействия с властями.

Один из авторов закона, депутат Госдумы Александр Хинштейн говорил, что многие ИТ-компании «откровенно злоупотребляют своим монопольным положением», а также нарушают российское законодательство.

Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как лидеру будущего адаптироваться к вызовам рынка: 10 главных навыков
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Компания не готова к IPO: как это понять с помощью юридической проверки
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе