Технологии и медиа, 16 мая 2018, 18:46

Telegram сохранил основную часть аудитории спустя месяц после блокировки

Спустя месяц после того, как Роскомнадзор начал предпринимать усилия для блокировки мессенджера Telegram в России, им продолжают пользоваться. Хотя активная аудитория сервиса снизилась
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Терещенко / ТАСС)

По данным аналитической компании SimilarWeb, на 14 мая (последние доступные данные) приложение Telegram было установлено на 20,47% всех устройств, работающих на платформе Android в России. На 16 апреля, когда мессенджер начали блокировать в России, этот показатель составлял 19,9%. Из тех, у кого было установлено приложение, его использовали 31,7% пользователей против 51,59% 16 апреля.​ Упало и количество совершаемых за день скачиваний приложения: со 102 тыс. загрузок в середине апреля до 40,5 тыс. в середине мая.

SimilarWeb не анализирует показатели для iOS. Но, по данным Deloitte, более 70% основных телефонов пользователей в России на середину 2017 года были именно на Android.

Статистика компании App Annie, анализирующей популярность приложений, также показывает, что на фоне угрозы блокировки с 1 марта по 19 апреля мессенджер стабильно держался в топ-5 самых скачиваемых приложений App Store и Google Play. На середину мая Telegram опустился на 19-е место в App Store и 27-е место в Google Play.

16 апреля Роскомнадзор внес ресурсы Telegram в реестр запрещенных сайтов, после чего провайдеры приступили к их блокировке. Таким образом ведомство выполняло решение Таганского районного суда Москвы, который признал, что мессенджер не исполнил предписываемую законом обязанность по передаче ФСБ ключей для расшифровки переписки пользователей. Основатель Telegram Павел Дуров называл это требование противоречащим Конституции.

Аудитория популярных Telegram-каналов не снизилась, а наоборот, увеличилась. В частности, с 13 апреля по 16 мая количество подписчиков канала «Сталингулаг» выросло на 18,5%, до 287 тыс. человек. Наиболее существенный рост продемонстрировали два канала — «Давыдов.Индекс» и «Футляр от виолончели». Количество их читателей увеличилось за указанный период соответственно на 22% (до 131,2 тыс.) и 21% (до 180,6 тыс. человек). Аудитория Telegram-канала Mash выросла на 15%, до 326,7 тыс. подписчиков, канала «Незыгарь» — на 13%, до 153,9 тыс. человек. На 9% увеличили количество своих читателей каналы «Караульный» и «Кашин» — до 72,8 тыс. и 23,1 тыс. подписчиков соответственно.

Однако в исследовании сервиса аналитики Telegram-каналов TGStat.ru говорится, что активная аудитория Telegram за месяц после блокировки снизилась на 7 п.п. Сервис проанализировал 2,8 млн подписчиков каналов: в период со 2 по 8 апреля 82% аудитории мессенджера была активной, то есть заходила в сервис хотя бы один раз в течение недели. С 7 по 13 мая этот показатель составлял 75%.

В среднем, по данным TGStat.ru, количество просмотров в каналах в день упало на 15%, с 164,2 млн до 139,8 млн за соответствующие периоды. Дневное количество постов в Telegram-каналах снизилось на 2% (с 19 апреля по 14 мая), что исследователи связывают с сезонностью. «Количество выпускаемых постов практически не изменилось, количество каналов, переставших обновляться, укладывается в майскую погрешность, количество новых каналов стабильное в течение последних двух месяцев, хотя и увеличивалось из-за хайпа в дни начала блокировки», — говорится в исследовании.

По данным компании Combot, занимающейся Telegram-маркетингом, рекламная активность в каналах не снизилась. «В самом начале истории с блокировкой Telegram ряд крупных клиентов остановили размещения, но быстро пересмотрели свое решение», — приводится слова коммерческого директора Combot Елизаветы Апрельской в сообщении TGStat.ru.

Неудачная блокировка

«Волна хайпа относительно прошла, все те, кто хотел скачать Telegram, сделали это, — рассуждает руководитель отдела контента и аналитики Combot Антон Проценко. — Роскомнадзору удалось создать впечатление у некоторой части интернет-аудитории, что Telegram теперь вне закона и устанавливать его бессмысленно. Правда, это не мешает мессенджеру оставаться четвертым в категории социальных приложений на обеих операционных системах».

По его словам, зафиксированное TGStat.ru изменение активной аудитории в 7 п.п. показывает естественный отток аудитории. «То есть активные пользователи, те, которые подписываются на каналы (и те, которых можно охватить рекламными кампаниями), не пострадали», — говорит Проценко.

Эксперты считают, что мессенджеру удалось сохранить большую часть пользователей за счет инструментов обхода блокировок, в частности прокси-серверов. «Это не просто очевидное ощущение — мы вместе с TGStat.ru замеряли охват постов с инструкциями по обходу блокировки, счет записей идет на тысячи. Более того, сами создатели прокси-ботов пишут о высокой распространенности своих решений: только наш @socks5_bot обеспечивает обход блокировки уже более чем миллиону россиян», — рассказал Проценко.

Вторая причина — неспособность Роскомнадзора до конца заблокировать Telegram: «Без прокси соединение может иногда временно пропадать, но благодаря усилиям команды Telegram заблокированные IP-адреса практически мгновенно заменяются на рабочие», — заметил он.

Несмотря на блокировку, Telegram остается доступным пользователям без применения каких-либо дополнительных средств. Это произошло благодаря тому, что после блокировки IP-адресов мессенджера он получил новые пулы адресов в облачных сервисах Amazon Web Services, Google Cloud, Microsoft Azure и др. Когда и они оказывались заблокированными, Telegram обращался за адресами в новые облачные сервисы и продолжает делать это до сих пор. В итоге Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса целыми пулами. Из-за этого п​острадал ряд добропорядочных ресурсов, которые также использовали IP-адреса из облачных сервисов. В частности, о проблемах с доступом сообщали Viber и онлайн-школа SkyEng.

При этом главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян указал, что реальную картину о состоянии аудитории Telegram можно будет увидеть лишь через несколько месяцев. «Судить о последствиях блокировки Telegram​ пока рано. Падение просмотров в 2% может быть связано с сезонностью — майскими праздниками», — сказал он.​

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом