Технологии и медиа, 16 июн 2016, 15:08

АФК «Система» заинтересовалась проектом «русской Alibaba»

Холдинг Владимира Евтушенкова, владеющий долей в интернет-ретейлере Ozon, претендует на статус онлайн-площадки для экспорта российских товаров. Среди конкурентов — структура Руслана Байсарова, «Юлмарт» и другие компании
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

АФК «Система» заинтересована в участии в проекте «русской Alibaba», заявил журналистам в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 16 июня основной владелец инвестиционного холдинга Владимир Евтушенков. «Интересно», — ответил бизнесмен на вопрос о своей заинтересованности, передает ТАСС. По словам Евтушенкова, «Система» рассматривает проекты в сфере интернет-ретейла. Других подробностей он не раскрыл.

АФК «Система» и ее «дочка» — оператор связи МТС — являются акционерами интернет-ретейлера Ozon.ru (им принадлежит по 10,8% акций). Генеральный директор Ozon Дэнни Перекальски в феврале говорил корреспонденту РБК, что Ozon не собирается участвовать в создании «русской Alibaba». Представитель компании Мария Назамутдинова отметила, что компании интересен «русский Ozon.ru», и уже сейчас она занимается экспортом. На сегодняшний день экспорт занимает 2% в структуре продаж Ozon.ru, рассказала она, добавив, что в 2015 году оборот продаж за границу вырос вдвое (по сравнению с 2014 годом).

Президент Владимир Путин в декабре 2015 года в послании Федеральному собранию поручил правительству содействовать созданию крупных частных компаний в сфере электронной торговли, ориентированных на экспорт российских товаров. Предложения правительство должно было представить до 1 июля 2016 года. В конце мая Минэкономразвития при участии других ведомств разработало проект «русской Alibaba» — концепцию «якорного сервиса» для экспортеров. Речь идет о единой информационной системе, через которую предприятия малого и среднего бизнеса смогут экспортировать товары без административных барьеров. Сервис должен будет интегрировать в себя платежные, логистические, таможенные и страховые решения, а также стать «единым окном» для экспортеров при взаимодействии с контролирующими органами.

К началу июня заинтересованность в проекте в виде письменных обращений в Минэкономразвития подтвердили компании «Юлмарт», Wikimart, Seldon, Тувинская энергетическая компания Руслана Байсарова и Ассоциация компаний интернет-торговли. Готовность участвовать в проекте также подтверждал товарный агрегатор «Яндекса» — «Яндекс.Маркет». Байсаров в интервью РБК заявлял, что готов вложить в проект «десятки миллиардов рублей». Кто в итоге создаст «русскую Alibaba», чиновники пока не решили. Таких игроков может быть несколько и им придется конкурировать за продавцов и поддержку государства качеством услуг, говорил директор департамента Минэкономразвития Максим Паршин. Замглавы ведомства Олег Фомичев подчеркивал, что государство не собирается самостоятельно создавать подобный сервис.

В концепции Минэкономразвития логистическим оператором площадки на первых порах должна была стать «Почта России». 16 июня на ПМЭФ гендиректор предприятия Дмитрий Страшнов подписал с главой государственного Российского экспортного центра (РЭЦ) Петром Фрадковым меморандум о сотрудничестве. Согласно документу РЭЦ будет отбирать экспортеров, упрощать процедуры таможенного оформления, работать над смягчением административных и налоговых барьеров и создавать агрегатора товаров отечественных производителей, а «Почта России» — предоставлять логистические и инфраструктурные услуги при отправке посылок российских производителей за рубеж и обучать экспортеров правилам оформления отправлений. Страшнов при этом отметил, что не уверен в том, что «единая торговая площадка необходима для того, чтобы продвигать российские товары за рубежом». По его мнению, задача номер один — выводить и продвигать российские товары на уже существующие мировые площадки. «Мы не продаем нашу торговую площадку на Запад, мы продаем наши товары, это очень важно понимать», — подчеркнул глава «Почты России».

Кто еще претендовал на статус «русской Alibaba»

Wikimart

Этот интернет-магазин был основан в 2008 году Максимом Фалдиным и Камилем Курмакаевым. С тех пор он привлек более $30 млн; среди инвесторов был хедж-фонд Tiger Global Management. В 2014-м фонд продал долю председателю совета директоров Финпромбанка Анатолию Гончарову и неназванному акционеру банка за $40 млн, писал «Коммерсантъ». У основателей компании осталось 20% на двоих. В мае 2015-го Фалдин покинул пост гендиректора Wikimart. По данным журнала «Секрет фирмы», 2014 год компания закончила с оборотом $250 млн. Выручка ООО «Викимарт» (на 100% принадлежит кипрскому офшору «Викимарт Лимитед»), по данным СПАРК, в 2014-м составляла 755,6 млн руб., чистая прибыль — почти 1,2 млн руб.

Ассоциация компаний интернет-торговли

АКИТ — отраслевая ассоциация, в которую входит ряд крупных российских ретейлеров, в том числе интернет-магазины Ozon, Lamodа, ретейлеры Media Markt, re: Store, «М.Видео», «Связной», «Спортмастер» и др. Ассоциация неоднократно выступала с инициативами по поддержке российских интернет-магазинов. В феврале 2016 года АКИТ предложила обязать зарубежные торговые интернет-площадки — AliExpress, JD, eBay и др. — платить налоги на территории России, в первую очередь НДС.

«Яндекс.Маркет»

Это сервис для выбора товаров и места покупки, на котором представлены описания и характеристики товаров, выбор товара по параметрам, сравнение моделей и цен, отзывы покупателей. Товарный агрегатор «Яндекса» в апреле 2016 года был выделен материнской структурой в отдельную компанию. Ее гендиректором стал руководитель сервиса Павел Алешин. Партнерами «Яндекс.Маркета» сегодня являются около 20 тыс. интернет-магазинов, в том числе, ряд зарубежных. Месячная аудитория «Яндекс.Маркета» превышает 20 млн человек. Расчетный оборот «Яндекс.Маркета» за десять месяцев 2015 года составил 72,5 млрд руб.

Руслан Байсаров

Гендиректор Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслан Байсаров является одним из самых известных бизнесменов — уроженцев Чечни. В декабре 2015 года Байсаров написал письмо Владимиру Путину с предложением «создать внутреннюю инфраструктуру электронной торговли», которая позволит «любому производителю качественной продукции» из России «выйти на мировые рынки». В развитие «русской Alibaba» бизнесмен планирует вложить «десятки миллиардов рублей» собственных средств. В зависимости от типа товара компания может зарабатывать как на комиссионных, так и на инвестиционных вложениях, но бизнес-модель пока прорабатывается, говорил Байсаров в интервью РБК в феврале 2016 года.

«Юлмарт»

Онлайн-ретейлер «Юлмарт» в 2015 году был признан РБК одним из крупнейших интернет-магазинов России. Его основные акционеры — бывшие совладельцы сети «Лента» Дмитрий Костыгин и Август Мейер. Магазин начинал с торговли компьютерными товарами, но затем расширил ассортимент. О том, что «Юлмарт» готов стать партнером государства по созданию и развитию глобальной площадки для торговли российскими товарами за рубежом, стало известно в апреле 2016 года. Тогда газета «Коммерсантъ» сообщила, что Минэкономразвития подготовило документ, согласно которому в России появится интернет-площадка, которая станет «единым окном» для выхода российских производителей на мировые рынки. В качестве примера ведомство упоминало в том числе «Юлмарт».

Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент