Технологии и медиа, 16 авг 2017, 17:34

Власти предложили новые ограничения для владельцев точек обмена трафиком

Минкомсвязь опубликовала новую версию законопроекта, который должен позволить Рунету функционировать в случае отключения от глобальной сети. Он ограничивает иностранное участие в компаниях, владеющих точками обмена трафиком
Читать в полной версии
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь) опубликовало новую версию поправок в закон «О связи», которые должны повысить безопасность российского сегмента Интернета. Законопроект был подготовлен по итогам «цифровых учений», проведенных Советом безопасности России в июле 2014 года, в которых проверялось, может ли российский интернет продолжить работу в случае отключения извне.

Первую версию поправок Минкомсвязь представила еще в ноябре 2016 года. В документе содержалось определение критической инфраструктуры Рунета и описывались ее основные элементы — точки обмена трафиком, инфраструктура автономных систем — наборов IP-сетей и маршрутизаторов, управляемых одним или несколькими операторами, национальные доменные зоны .ru и ​.рф и др. Документ предписывал создать специальную Государственную информационную систему обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети интернет (ГИС), которой юрлица и индивидуальные предприниматели, использующие IP-адреса и автономные системы, а также владельцы точек обмена трафиком должны были предоставлять информацию о своей критической инфраструктуре. Порядок функционирования ГИС предлагалось определить правительству.

В новой версии законопроекта появились требования к владельцам точек обмена трафиком в России. Согласно предложениям Минкомсвязи, их учредителями не смогут выступать иностранное государство или зарубежное юрлицо, международные организации, российское юрлицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства или гражданин России, имеющий гражданство другого государства. Причем ограничение иностранного участия распространяется также на конечных бенефициаров владельца точки обмена трафиком. В его капитале не должно быть таких структур с долей более 20%.

В последней версии законопроекта также появился список сведений, которые юрлица и индивидуальные предприниматели, использующие автономную систему или IP-адрес, должны будут предоставлять в ГИС. При этом убран пункт о финансировании ГИС из резерва универсального обслуживания — специального фонда, куда операторы страны ежегодно отчисляют по 1,2% выручки от услуг связи.

Участники рынка критически отзывались о первой версии документа, и, в частности, критиковали предложение финансировать ГИС из резерва универсального обслуживания. В отзыве рабочей группы экспертного совета при правительстве «Связь и информационные технологии» указывалось, что государство задолжало не менее 10 млрд руб. «Ростелекому» по проекту устранения цифрового неравенства, который также осуществляется на средства резерва.

Кроме того, критиковалось требование о необходимости всем операторам связи подключаться к точкам обмена трафиком из числа тех, которые будут указаны в реестре ГИС, поскольку это может привести к дополнительным расходам операторов. И это позволяет государству вмешиваться в политику маршрутизации частных операторов, отмечал консультант «ПИР-центра» Олег Демидов, поясняя, что теоретически государство сможет ограничить доступ к популярному зарубежному интернет-ресурсу через блокировку трансграничного трафика.

По словам Олега Демидова, в новой версии законопроекта, к сожалению, не учтено большинство замечаний представителей отрасли. По его мнению, в проекте остались некорректные определения автономной системы, точки обмена трафиком и IP-адреса. При этом эксперт не видит практического смысла в ограничении доли иностранных владельцев в точках обмена трафиком. «Госорганы никогда не сообщали о каких-либо сбоях или инцидентах, повлиявших на стабильность Рунета, которые были как-либо связаны с участием зарубежных владельцев инфраструктуры. В любом случае в России не более двух-трех десятков юридических лиц, которые владеют точками обмена трафиком, и иностранные владельцы там есть у единиц», — отметил Демидов.

Он также обращает внимание, что последняя версия законопроекта подводит точки обмена трафиком под требования «закона Яровой» — пакета поправок, по которому операторы связи и интернет-компании должны будут с 1 июля 2018 года хранить до полугода всю переписку, аудиозаписи и прочую коммуникацию абонентов и пользователей. «Трафик, проходящий через точки обмена, согласно документу, нужно будет хранить для целей оперативно-разыскных мероприятий. Это бессмысленное дублирование, потому что это тот же самый трафик, который по «закону Яровой» будут хранить и операторы», — указал Олег Демидов.

В то же время консультант «ПИР-центра» приветствует отказ от финансирования ГИС из резерва универсального обслуживания. «На мой взгляд, описанную в законопроекте ГИС можно создать за несколько десятков миллионов рублей — это просто большая база данных с возможностью ее оперативного обновления», — пояснил эксперт.

Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством