Технологии и медиа, 17 сен 2020, 07:30

Власти отказались от снижения господдержки СМИ на фоне пандемии

В новом бюджете впервые будут прописаны субсидии каналам второго мультиплекса
Минфин предложил увеличить затраты бюджета в 2021 году на поддержку СМИ сразу на 40% по сравнению с теми, что планировались прошлой осенью. Но фактически субсидии останутся на уровне 2020-го
Читать в полной версии
Фото: Кирилл Красильников / РИА Новости

В 2021 году на поддержку СМИ из федерального бюджета могут быть выделены почти 102,8 млрд руб., следует из имеющейся у РБК пояснительной записки к проекту закона «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Подлинность подготовленного Минфином законопроекта подтвердил источник, близкий к правительству. РБК направил запрос в Минфин.

Непосредственно Роспечать из заявленных 102,8 млрд руб. распределит СМИ 97,4 млрд руб. В действующем сейчас бюджете субсидии СМИ в 2021 году были определены в размере 73,8 млрд руб. Таким образом, формально Минфин предложил увеличить господдержку СМИ на 40%.

Но по сравнению с тем, сколько средств было выделено СМИ в этом году (101,2 млрд руб.), предложенная корректировка на 2021 год оказывается незначительной — государство фактически сохраняет размер субсидий на прежнем уровне. Это не увеличение, а восстановление финансирования до уровня 2020 года, так как базовые лимиты на 2021–2022 годы, запланированные ранее в проекте трехлетнего бюджета, были сильно занижены, объясняет представитель МИА «Россия сегодня» цифры по своему СМИ.

Реклама не поможет

Из-за обесценивания рубля после развала сделки ОПЕК+ в начале марта и пандемии коронавируса расходы на рекламу — ключевой источник доходов медиакомпаний — в этом году падают.

По итогам первого полугодия рекламодатели, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, снизили свои бюджеты в целом на 9%, до 205–207 млрд руб. По итогам всего 2020 года расходы на рекламу снизятся на 5%, до 470,3 млрд руб., предполагало в середине лета агентство Zenith.

Российский офис Dentsu Aegis Network в сентябре представил свой прогноз: при оптимистическом сценарии без повторного локдауна затраты на рекламу в этом году снизятся почти на 11%, но в 2021-м вновь вырастут на 9%. Пессимистичный сценарий с новыми самоограничениями подразумевает падение рекламного рынка в этом году на 18% и рост на 6% в следующем.

Какие медиакомпании ждет заметное увеличение господдержки — в обзоре РБК.

«Первый канал»

Исторически «Первый канал» получал из бюджета субсидии только на распространение своего сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. Точно так же государство поддерживало и поддерживает другие общероссийские обязательные общедоступные каналы: НТВ, «Пятый канал», «Матч ТВ», «ТВ Центр» и «Карусель» (сейчас вместе с каналами ВГТРК и Общественным телевидением России образуют так называемый первый цифровой мультиплекс; кроме того, все кабельные и спутниковые операторы должны безвозмездно распространять этих вещателей в своих сетях).

«Первый канал», в котором государство контролирует 51%, убыточен: по итогам 2019 года чистый убыток составил 4,1 млрд руб. при выручке почти 27 млрд руб. Поэтому с 2017 года Роспечать выделяет вещателю еще и разовые субсидии на производство и закупку контента. В 2017 году субсидия составила 3 млрд руб., в 2019-м — 2,5 млрд руб. В бюджете на 2020 год также были заложены субсидии на производство и закупку контента (6,5 млрд руб.), но на 2021–2022 годы такая дотация год назад не предусматривалась.

В подготовленном сейчас Минфином законопроекте «Первый канал» может рассчитывать в 2021 году вновь на 6 млрд руб.

«Первый канал», как сообщили в его пресс-службе, не располагает информацией о предполагаемой субсидии на следующий год.

RT

В 2020 году АНО «ТВ-Новости», управляющее телеканалами RT на разных языках и их интернет-версиями, получило в совокупности 27,4 млрд руб. Средства выделялись как на создание и распространение теле-, радио- и интернет-каналов, так и на запуск немецкой версии и обновление телевизионно-технического комплекса в Москве. Год назад планировалось, что в 2021 году из дотации RT останутся лишь 18,3 млрд руб. непосредственно на производство и распространение контента.

Теперь Минфин, как следует из его пояснительной записки к проекту бюджета, предлагает увеличить дотации до 27,3 млрд руб. Из материалов министерства следует, что юрлицу RT также могут быть вновь выделены средства на создание немецкой версии и ремонт штаб-квартиры в Москве.

В пресс-службе RT с планами Минфина не знакомы и настаивают, что бюджет в 2021 году будет меньше, чем в этом. «Мы получаем финансирование в рублях, а тратим в основном в валюте, поскольку вещаем за границей, — напомнил представитель RT. — Львиная доля бюджета RT уходит на распространение в кабельных и спутниковых сетях. Так что с поправкой на курс наш бюджет на следующий год сильно сократился. И без поправки — тоже».

Второй цифровой мультиплекс

Наряду с первым мультиплексом в России в рамках перехода с аналогового на цифровое вещание был создан и второй мультиплекс, в который входят РЕН ТВ, СТС, ТНТ, «Домашний», ТВ3, «Пятница», «Муз ТВ», «Звезда», «Мир» и «Спас». Предполагалось, что это будет коммерческий мультиплекс, инфраструктура для которого создана на деньги вещателей. Они же должны были полностью оплачивать распространение цифрового сигнала по всей стране.

Но уже в 2019 году, когда был отключен аналоговый сигнал, выяснилось, что затраты на вещание во втором мультиплексе для каналов непосильны. Само Минцифры (бывшая Минкомсвязь) приводило такие расчеты: в год расходы на распространение цифрового сигнала для всех телеканалов второго мультиплекса составят около 13 млрд руб. (или в среднем 1,3 млрд на вещателя), тогда как на аналоговый сигнал они вместе тратили около 500 млн руб.

В проекте бюджета на 2021 год Минфин впервые прописал компенсации каналам второго мультиплекса на распространение сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. Вместе девять вещателей (межгосударственный «Мир» получает средства из единого бюджета СНГ) могут рассчитывать на 6,2 млрд руб. Для сравнения: шести каналам первого мультиплекса на эти же цели (трем каналам ВГТРК и Общественному телевидению России эти затраты объединены с субсидиями на производство контента) предлагается выделить почти 7,7 млрд руб.

Дважды, в 2019 и 2020 годах, каналам второго мультиплекса субсидии на вещание в малых городах и селах выделяли, хотя в бюджете они и не были прописаны, это были разовые компенсации. Два года назад девять каналов получили в целом почти 7,3 млрд руб., или в среднем 806 млн руб.

В этом году восьми каналам второго мультиплекса еще в январе—феврале были выделены по 250 млн руб. с расчетом на то, что затем будут выплачены дополнительные субсидии. Пока Роспечать лишь подписала соглашение с каналом «Спас», не получившим в начале года 250 млн руб., сразу о 1,1 млрд руб. субсидии на распространение сигнала в небольших городах.

«Пока так получилось», — прокомментировал запланированные Минфином субсидии каналам второго мультиплекса на 2021 год заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. В Роспечати не ответили на запрос РБК.

У всех каналов второго мультиплекса равная потребность в господдержке, и размер субсидий 1,1 млрд руб. [как у «Спаса» в 2020 году] представляется обоснованным, отметил представитель «Газпром-Медиа» (управляет, в частности, входящими во второй мультиплекс ТНТ, ТВ3 и «Пятницей»). Представители других вещателей из второго мультиплекса либо не ответили на запросы РБК, либо отказались от комментариев.

Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Как снизить налоговую нагрузку в 2025 году
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план