Технологии и медиа, 17 ноя 2014, 19:28

Mail.Ru Group сообщила о продаже HeadHunter за 10 млрд рублей

Mail.ru Group продает почти за 10 млрд руб. сервис по подбору персонала HeadHunter.ru консорциуму инвесторов во главе с «Эльбрус Капиталом». Ранее группа признавала, что динамика выручки сервиса не оправдывает ее ожиданий и позитивных изменений в среднесрочной перспективе не предвидится.
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

На деньги иностранных инвесторов

100% HeadHunter.ru будут проданы консорциуму инвесторов во главе с «Эльбрус Капиталом», объявила Mail.ru Group. Сделка должна быть закрыта в первом квартале 2015 года, она еще требует утверждения третьих сторон.

«Эльбрус Капитал», указано на его сайте, консультирует фонды прямых инвестиций в России и СНГ, с 2007 года они уже провели более 70 сделок. Среди действующих инвестиций «Эльбрус Капитала» - пакеты в компании Media-1 TV (является совладельцем телевизионного холдинга ЮТВ, управляющего эфирными каналами «Ю» и Disney), доли в группе «Выбери радио» (владеет региональными радиостанциями), операторе широкополосного доступа в интернет «Стрела Телеком», операторе экспресс-доставки SPSR-Express и др.

Сумма сделки по покупке HeadHunter.ru составит 9,85 млрд руб. или около $208 млн (по текущему курсу ЦБ).

Такие средства у «Эльбрус Капитал» есть. В феврале компания объявила, что привлекла в фонд прямых инвестиций $550 млн от «значимых международных институциональных инвесторов» из Европы, США, Ближнего Востока и Азии. Кроме того, компания «согласовала финансирование» на $150 млн от Корпорации частных зарубежных инвестиций США.

Рассчитаться с долгами

«Мы объявляли еще весной, что имеем стратегические планы продать HeadHunter.ru, и теперь нашли покупателя», - прокомментировал продажу сервиса гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.

Mail.ru Group намерена сфокусироваться на проектах в сфере коммуникации и развлечений, и поэтому избавляется от непрофильных активов, уточняет источник РБК, близкий к топ-менеджменту группы. Этим же, по его словам, объясняется выход из Qiwi, то есть из электронной коммерции. «Из сборной солянки Mail.ru Group пытается превратиться в нечто понятное для инвесторов», – объясняет собеседник РБК.

Кроме того, группе нужны деньги, чтобы рассчитаться с кредитом, привлеченным на покупку 48% «ВКонтакте», напоминает он. В середине сентября Mail.Ru Group объявила, что выкупит у фонда UCP его пакет в соцсети за $1,47 млрд. Из этой суммы $585 млн предоставил «Газпромбанк» в виде четырехлетнего кредита под 11,5% годовых.

Ранее, прошлой весной, Mail.ru Group договорилась о покупки почти 12% «ВКонтакте» у Ивана Таврина, гендиректора «МегаФона», а также основного владельца Media-1 TV и «Выбери радио». В рамках сделки по покупке «ВКонтакте» Таврин получил опцион на покупку 100% HeadHunter.ru, но так им и не воспользовался: Mail.ru Group лишь выплатила гендиректору «МегаФона» 12,43 млрд руб. наличными. Получается, что в такую сумму весной мог оцениваться весь HeadHunter.ru.

Виновата геополитика

В 2013 году выручка HeadHunter.ru по управленческой отчетности достигла 2,756 млрд руб., EBITDA - 1,357 млрд руб. По итогам девяти месяцев этого года эти показатели составили 2,325 млрд руб. и 1,183 млрд руб., уточняет Mail.ru Group.

По рентабельности бизнеса HeadHunter.ru в 2013 году (49%) уступала всей Mail.ru Group (55%), зато существенно превзошла по этому показателю все ту же «ВКонтакте» (26%).

Но в этом году динамика выручки HeadHunter.ru не оправдывает ожиданий Mail.ru Group. По итогам I полугодия «другие доходы» группы, основным источником которых являются как раз поступления от HeadHunter.ru, выросли почти на 12%, до 1,492 млрд руб. Но это самый низкий прирост среди всех сегментов Mail.ru Group. В целом общая выручка группы увеличилась на 22%, до 15,143 млрд руб. В III квартале ситуация усугубилась. «Другие доходы» выросли лишь на 4%, до 784 млн руб., тогда как выручка всей группы – на 13%, до 7,448 млрд руб.

Mail.ru Group объясняла инвесторам, что на бизнес HeadHunter.ru негативно влияют экономическая конъюнктура и геополитическая ситуация. Причем группа, объявляя результаты за III квартал, указывала, что не ожидает улучшения ситуации с бизнесом HeadHunter.ru в среднесрочной перспективе.

Зарабатывает сервис, прежде всего, на платном доступе к базе резюме соискателей и на комиссиях за публикацию вакансий на сайте.

С 2007 года, когда Mail.ru Group впервые инвестировала в HeadHunter.ru, выручка сервиса падала лишь однажды – в кризисном 2009 году. Тогда доходы снизились на 18%, до 515 млн руб. Это стало следствием глобального экономического кризиса, когда корпоративные клиенты сократили расходы на рекрутмент и перестали нанимать новых сотрудников, объясняла Mail.ru Group в проспекте к IPO на Лондонской бирже в 2010 году.

Старые знакомые

Управляющий директор «Эльбрус Капитала» Дмитрий Крюков отказался комментировать покупку HeadHunter.ru.

Переговоры о продаже ресурса велись несколько лет, и «Эльбрус Капитал» был одним из первых претендентов, рассказал РБК сооснователь HeadHunter.ru Юрий Вировец. «Эльбрус Капитал» у себя на сайте указывает, что единственным реализованным проектом компании является как раз Mail.ru Group. В ходе IPO в ноябре 2010 года компания продала свой пакет (его размер не уточняется).

Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров удивлен решением Mail.ru Group продать успешный, судя по заявленным цифрам, проект. «Я не видел бухгалтерскую отчетность HeadHunter.ru, но у меня нет сомнений, что он генерит живой кэш», – сказал Захаров.

Основатели «Эльбрус капитала» - бывший управляющий директор «Ренессанс Капитал» Дмитрий Крюков, экс-президент инвестиционной компании A1 (входит в консорциум «Альфа-групп») Александр Савин и управляющий голландским фондом Waterland Private Equity Роберт Тилин. В 2007 г. около 5% Mail.ru Group (тогда она называлась Digital Sky Technologies) приобрел фонд Renaissance Private Equity. В 2009 г. Крюков и его партнеры выкупили у «Ренессанса» управляющую компанию фонда. Вместе с ней они получили и активы, в том числе Mail.ru Group. После реструктуризации группы доля «Эльбрус капитала» в Mail.ru размылась до менее чем 1%.

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис