Технологии и медиа, 18 янв 2019, 13:34

HSBC предсказал превращение «Яндекс.Такси» в оператора беспилотников

Технология автономного вождения позволит «Яндекс.Такси» стать оператором парка беспилотных такси и снизить тарифы на услугу, считают в HSBC. Но из-за инвестиций в ее разработку компания не станет прибыльной до 2020 года
Читать в полной версии
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В сфере развития технологии автономного транспорта «Яндекс» может составить конкуренцию таким компаниям, как Waymo (принадлежит холдингу Alphabet Inc., который также владеет Google) и Uber, говорится в отчете банка HSBC, посвященном «Яндексу» (есть в распоряжении РБК). Отчет был составлен после того, как аналитики HSBC ознакомились с технологией автономного управления транспортом «Яндекса» на недавней выставке Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе.

Аналитики назвали технологию «Яндекса» сопоставимой с тем, что делают крупные международные компании. В исследовании подчеркивается, что российская компания ведет разработки лишь последние пару лет, тогда как Google — десять лет. При этом «Яндекс» и другие подобные компании потратят на разработку меньше, поскольку могут использовать существующее на рынке оборудование, оснастив его собственным программным обеспечением. «Яндекс» не раскрывал размер инвестиций в технологию автономного транспорта. Google инвестировала в ее развитие более $1 млрд. ​

В HSBC считают, что беспилотный транспорт может быть запущен в ближайшей перспективе. Как пояснила РБК ведущий аналитик HSBC Маша Кан, ​быстрее, чем в России, беспилотное такси должно появиться в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре и США. «Ранее мы считали, что беспилотное такси — это нечто отдаленное во времени как минимум на десять лет. Сейчас мы считаем, что проблема заключается лишь в несовершенстве регулирования, а также в предпочтениях потребителей. Нас отделяют, возможно, годы, но уже точно не десятилетия», — отметила она.

Сейчас над проектом развития автономных автомобилей в «Яндексе» работают 120 человек, но к концу 2019 года их число возрастет до 300, приводит HSBC слова главы направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрия Полищука. Количество автомобилей, оснащенных технологией, возрастет с 15 до 100 штук. Представитель «Яндекса» подтвердил корректность данных.

По оценкам аналитиков HSBC, стоимость 100% «Яндекс.Такси» сейчас составляет $6,2 млрд, но пока не учитывается в котировках «Яндекса». HSBC подтвердила целевую стоимость для «Яндекса» в размере $39 за бумагу, что предполагает 30-процентную премию к текущей цене. Эксперты также отметили, что на стоимость акций «Яндекса» могут положительно повлиять потенциальные IPO таких компаний, как Uber и Lyft (компании подали заявки на проведение размещений в декабре 2018 года).

У «Яндекса» есть два пути монетизации технологии: компания может стать оператором собственного парка беспилотного такси или продавать технологию производителям автомобилей либо их компонентов. Любой из вариантов в долгосрочной перспективе подстегнет рост выручки «Яндекса», но в 2019 году приведет к увеличению затрат на разработчиков и оборудование. В HSBC ожидают, что «Яндекс.Такси» станет прибыльной не раньше 2020 года. В третьем квартале «Яндекс» заявлял, что «Яндекс.Такси» в России получил прибыль, не раскрывая показатели.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Видео: РБК

По мнению HSBC, за счет внедрения технологии исчезнут расходы на водителей и таксопарки (составляют 28–34% в общих расходах), увеличится использование автомобилей (беспилотники могут работать 24/7), что положительно скажется на маржинальности сервиса. Кроме того, появление подобных автомобилей может увеличить потенциальный рынок для «Яндекс.Такси»: на беспилотники могут захотеть пересесть те, кто до сих пор предпочитал собственный транспорт.

Наконец, технологию можно использовать при доставке грузов, что позволит «Яндексу» снизить затраты на логистику в электронной коммерции. В апреле этого года Сбербанк и «Яндекс» закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере электронной коммерции на базе «Яндекс.Маркет».

Подробности — в полной версии материала.

Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах