Технологии и медиа, 18 янв 2019, 07:24

Разработчик сообщил о проблеме в двигателях ракеты «Ангара»

При определенных условиях при запуске ракеты-носителя в ее двигателе наблюдаются низкочастотные колебания. Они, по оценкам экспертов, могут в итоге привести к разрушению «Ангары»
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

Двигатели РД-191 для ракет тяжелого класса «Ангара» могут при старте привести к ее разрушению. Известные на сегодняшний день меры, которые можно принять для решения этой проблемы, эффективны не для всех экземпляров РД-191, выяснили в компании-производителе двигателей — НПО «Энергомаш». С соответствующим докладом главный конструктор предприятия Петр Левочкин и другие сотрудники НПО должны выступить на Королёвских чтениях по космонавтике. Мероприятие пройдет в столице 29 января–1 февраля.​ Тезисы выступления спикеров уже опубликованы на сайте чтений (pdf.). Первым внимание на это обратило «РИА Новости».

Свое выступление специалисты «Энергомаша», согласно документу, начнут с того, что «особенностью ракет-носителей тяжелого класса «Ангара-А5» является пакетное расположение первой и второй ступеней» — четыре блока первой ступени окружают блок второй ступени. Следствием этого эксперты называют «необходимость дросселирования» (работы при пониженном давлении) и отмечают важность «продолжительной работы двигателя центрального блока на режиме 30% от номинального значения тяги».

Однако «в процессе создания двигателя РД-191 обнаружилась проблема в обеспечении устойчивой работы на режимах глубокого дросселирования по тяге (ниже 38% от номинального значения)», признали специалисты. В такой ситуации, по их данным, в двигателях «Ангары» начинаются низкочастотные колебания, которые в итоге «могут привести к возникновению резонанса и разрушению конструкции ракеты-носителя».

Выйти из космоса: рейтинг аварийности ракет-носителей
Фотогалерея

Для повышения устойчивости двигателя и, как следствие, устранения этой проблемы разработчик, как указывается в документе, внедрил в РД-191 усовершенствованный «клапан окислителя газогенератора», который при тяге ниже 38% «обеспечивает дополнительное гидросопротивление».

Испытания усовершенствованной конструкции, по данным представителей предприятия, позволяют «существенно уменьшить амплитуду колебаний» двигателя, однако действенной эта мера оказалась не для всех экземпляров РД-191. «Эффект от использования <...> клапана может быть разным на различных экземплярах двигателя», — указали эксперты, призвав своих коллег и в дальнейшем совершенствовать РД-191, а также «более подробно изучать явление низкочастотных колебаний».

«Ангара» — семейство ракет-носителей различных классов. К настоящему моменту был произведен только один пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5» — в 2014 году. Ее следующие испытания намечены на 2019 год.

Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость