Технологии и медиа, 18 мар 2022, 10:56

Сотрудникам «Ситимобила» объяснили причину закрытия компании

Сотрудникам «Ситимобила» объяснили, что компания закрывается из-за нежелания акционеров — «Сбера» и VK — продолжать инвестиции. В текущей ситуации актив превратился «в обузу», поскольку не успел стать прибыльным, говорят эксперты
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Гендиректор «Ситимобила» Виталий Бедарев назвал в качестве причины закрытия тот факт, что бизнес требует дальнейших инвестиций. Об этом он сообщил на встрече с сотрудниками компании, которая проходила в четверг, 17 марта, рассказали РБК два источника, присутствовавших на собрании.

По словам собеседников, глава «Ситимобила» говорил о том, что акционеры вложили немало денег в развитие компании, которой удалось достичь почти 30-процентной доли в отдельных городах; однако этого оказалось недостаточно, чтобы стать прибыльной, и она по-прежнему требует больших вложений.

На встрече Бедарев также говорил, что, по мнению акционеров, компания не получила запланированную долю на рынке. При этом собеседник РБК утверждает, что на предыдущих совещаниях руководство «Ситимобила» говорило, что KPI, поставленные акционерами, были выполнены. «Ситимобил» зарабатывал и мог делать это лучше», — говорит источник РБК.

«Ситимобил» принадлежит «О2О Холдинг» — совместному предприятию Сбербанка и VK (бывшая Mail.ru Group). Общие инвестиции партнеров в компанию не раскрывались, но в прошлом году в развитие всего «О2О» VK и «Сбер» вложили до 43 млрд руб.  Последний раз совместное предприятие получило финансирование от акционеров в октябре — 12 млрд руб. Согласно финансовому отчету компании за прошлый год, оборот «Ситимобила» превысил 54 млрд руб., выручка и размер убытка не раскрывались. Сервис присутствовал в 80 городах.

«Ситимобил» заявил о прекращении работы 11 марта. На тот момент представитель компании не пояснял причин, лишь заверял, что она выполнит все обязательства перед сотрудниками и партнерами. Как рассказали собеседники РБК, сотрудникам «Ситимобила» пообещали, что расформирование штата будет проходить в соответствии с трудовым договором. На выбор было представлено два варианта: увольнение по соглашению сторон либо переход в Сбербанк или структуру, принадлежащую VK. На встрече заявили, что «лучшим вариантом для карьеры должен стать переход в «Сбер» и VK, так как это системообразующие компании, которые точно останутся на рынке», однако будет ли он предложен всем и хватит ли в указанных компаниях свободных вакансий, на встрече не уточнялось. Когда и как будет ликвидироваться компания, сотрудникам не пояснили.

Представитель VK и «Ситимобила» отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Сбер».

Юрист коллегии адвокатов Москвы «Параграф» Даниил Волков отметил, что ликвидация — это продолжительный процесс, который состоит из нескольких этапов и «иногда может занимать годы». Руководство компании должно:

  • отправить соответствующее уведомление в налоговую инспекцию и фонды;
  • опубликовать сообщение о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации», а затем уведомить об этом Федресурс;
  • сообщить каждому кредитору, составить ликвидационный баланс;
  • подать в налоговую инспекцию пакет документов и получить документы о государственной регистрации ликвидации;
  • после того как ликвидация компании подтверждена листом записи из ЕГРЮЛ, останется только закрыть расчетный счет, уничтожить печать в специализированной организации и сдать документы ликвидированного общества в архив.

Волков указывает, что работодатель должен уведомить сотрудников об увольнении за два месяца, «выплатить выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск, а также среднемесячный заработок на период трудоустройства».

Были ли перспективы у «Ситимобила»

Еще недавно наличие сервиса такси было важным и для «Сбера», и для VK, которые занимались созданием экосистем. Но после того как в конце прошлого года у VK поменялся контролирующий акционер (вместо USM Алишера Усманова им стали группа СОГАЗ и Газпромбанк), а гендиректором был назначен Владимир Кириенко, бывший вице-президент «Ростелекома», приоритеты компании поменялись. Как рассказывал один из источников РБК, власти могло не устраивать, что в последние годы VK, вместо того чтобы сосредоточиться на развитии соцсетей, занималась сервисами доставки еды, такси, маркетплейсами и др. «Десять лет назад у холдинга было две соцсети, вокруг которых была сосредоточена аудитория, тогда как сейчас активно развиваются TikTok, Instagram, и не VK пытается дать на это ответ», — пояснил собеседник РБК. По его словам, эти активы требовали «более тонкого подхода, поскольку речь идет о работе с аудиторией».

После того как 24 февраля Россия начала военную операцию на Украине, ряд российских банков, юридических и физических лиц попали под санкции. Среди них оказались в том числе и «Сбер», и Кириенко. «Доставка еды и транспорт в экосистеме Сбербанка являются вторым направлением по величине как выручки, так и убытка. Попытка конкуренции в лоб с «Яндексом» в такси всегда казалась задачей, требующей огромных ресурсов и инвестиций на субсидирование водителей, при этом эффект синергии с банковскими продуктами не был очевиден. В нынешней ситуации, когда стоимость машин дорожает, цена на поездки будет расти, а спрос, очевидно, сжиматься, такой актив на балансе будет тянуть финансово всю экосистему вниз», — рассуждает управляющий партнер Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко.

По словам начальника аналитического отдела по акциям Газпромбанка Анны Куприяновой, совладельцы вкладывали большие средства в «Ситимобил» на протяжении долгого времени, так как компания пыталась нарастить долю рынка, но в текущих геополитических и экономических условиях продолжать финансирование может быть нецелесообразно. «Компания была убыточна и не успела к текущему кризису выйти на прибыльность. Основным инструментом конкуренции «Ситимобила» были цены на услуги, однако сейчас, когда спрос на услуги такси среди населения скорее всего будет падать, сроки вывода бизнеса на прибыльность туманны», — рассуждает эксперт.

Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества