Технологии и медиа, 18 апр 2022, 10:55

«Билайн» получил партию оборудования от Huawei

«ВымпелКом» получил партию телекоммуникационного оборудования от Huawei. Поставка прошла по ранее заключенному контракту, новые пока не утверждаются, рассказали источники РБК
Читать в полной версии
Фото: Ng Han Guan / AP

В середине апреля «ВымпелКом» (бренд «Билайн») получил от китайской Huawei крупную партию оборудования, рассказали РБК несколько источников на телекоммуникационном рынке. По словам знакомого с условиями контракта собеседника РБК, стоимость этой партии составила около $15 млн.

По словам двух источников, переговоры о поставке шли долго: контракт был заключен до 24 февраля, но выполнение обязательств пришлось на момент введения санкций в отношении России, поэтому возникал вопрос о возможности его завершения.

После того как в конце февраля Россия начала военную операцию на Украине, ряд стран ввели санкции. В частности, США запретили высокотехнологичный экспорт в Россию для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей и ограничили специальными лицензиями поставку полупроводников, компьютеров, телекоммуникационного оборудования и оборудования для информационной безопасности, лазеров и сенсоров. 25 февраля Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США выпустило уточнение, из которого следовало, что исключение из этого правила будет делаться для заявок на экспорт, реэкспорт или передачу товаров для поддержания гражданской телекоммуникационной инфраструктуры. Однако решение будет приниматься в каждом конкретном случае в зависимости от того, будет ли от такой поставки польза для российского правительства или оборонного сектора.

8 апреля ЕС принял пятый пакет антироссийских санкций, который ввел запрет на поставки в Россию технологий, предназначенных для гражданских сетей связи организаций, где государству принадлежит 50% и более.

На фоне этих мер ряд крупных поставщиков телекоммуникационного оборудования объявили о приостановке работы в России или об уходе с рынка. Huawei подобных заявлений не делала. Но, по словам одного из источников РБК на рынке, компания ограничила для российских клиентов специальный конфигуратор — платформу, которая использовалась для расчета спецификаций при закупках, что затруднило приобретение оборудования. Другой источник РБК в одной из компаний — партнеров Huawei пояснил, что китайский производитель сейчас «отрабатывает контракты, которые были заключены до введения пакета санкций, но новые не заключает». «Санкционные требования сильно влияют на то, что Huawei может продавать в России, и чтобы не вводить партнеров в заблуждение, и был закрыт конфигуратор, который теперь фактически некорректно отражает подбор решений», — рассказал он. По словам источника, компания взяла тайм-аут, «чтобы разобраться в санкциях, понять, что можно и что нельзя продавать».

Представитель «ВымпелКома» после выхода материала сообщил, что «контракт на поставку телекоммуникационного оборудования с компанией Huawei был подписан задолго до введения ограничений США на поставку такого вида продукции в Россию», а сама она произошла до 26 марта «в строгом соответствии с требованиями применимого к таким сделкам законодательства и договорной документации». Представитель Huawei отказался от комментариев.

В начале апреля «Известия» со ссылкой на источники сообщали, что Huawei еще в марте прекратила заключать новые контракты на поставки сетевого оборудования российским операторам. Позднее журнал Forbes со ссылкой на свои источники писал, что Huawei «из боязни вторичных санкций приостановила все заказы в России» и отправила часть сотрудников в месячный отпуск.

Ранее ТАСС писал, что гендиректор Veon (владеет «ВымпелКомом») Каан Терзиоглу в письме акционерам сообщал, что «Билайн» пытается решить проблемы доступности компонентов на рынке, «сотрудничая с другими крупными отечественными операторами связи, выстраивая новые цепочки поставок и внедряя сорсинг [гибкий процесс поиска новых решений]». Источник РБК, близкий к «ВымпелКому», говорит, что сейчас «сеть одна из самых устойчивых среди четверки операторов», а в связи с инвестициями в ее модернизацию в 2020–2021 годах свыше 100 млрд руб. потребность в оборудовании закрыта до конца года.

Что заявляли производители

Шведская Ericsson приостановила деятельность на неопределенный срок, ее сотрудники отправлены в оплачиваемый отпуск. Компания зарезервировала 900 млн шведских крон (7,68 млрд руб. по текущему курсу) на случай обесценивания активов и прочих «исключительных расходов», говорилось в ее отчете за первый квартал. При этом 14 апреля во время конференц-звонка с инвесторами гендиректор Ericsson Берье Экхольм сообщил, что «компания осознает важность сохранения доступа в интернет для россиян».

Финский производитель Nokia заявлял о приостановке поставок и переносе научно-исследовательской деятельности за пределы России. Как сообщал Reuters глава компании Пекка Лундмарк, они не видят «никаких возможностей продолжать [бизнес] в стране в текущих обстоятельствах».

Представители «МегаФона» и «Ростелекома» отказались от комментариев. Представитель МТС лишь сообщил, что «компания предпринимает все усилия, чтобы объявленные ограничения не отразились на качестве оказываемых услуг, их планах развития и модернизации сетей».

Как сложности с поставками могут отразиться на связи

Как рассказал РБК источник в одном из зарубежных вендоров, если раньше нельзя было поставлять оборудование компаниям, попавшим под санкции, то с конца февраля запрет распространяется на любые устройства, где присутствует более 25% американских компонентов, причем речь идет не о совокупной доле. То есть если в китайской базовой станции какая-нибудь деталь изготовлена с помощью американских технологий или программ либо же эта станция более чем на 25% состоит из деталей производства США, то действует запрет на ее поставку. «Доходит до смешного, когда российская «дочка» иностранной компании, оказывающая услуги различным международным игрокам, не может получить оборудование», — указал собеседник. По его словам, требования для получения лицензий до конца не сформулированы, критерии нечеткие, поэтому все производители оборудования пока «заняли выжидательную позицию и оценивают ситуацию».

«Российские операторы спокойно проживут без поставок оборудования год-два, качество связи может упасть, но, поскольку оно изначально было очень хорошим, это падение будет некритичным. Иностранные вендоры не хотят потерять российский рынок, но и не будут рисковать из-за него — здесь очень маленький объем, а в случае нарушения санкций есть риск получить запрет на работу на других, более привлекательных рынках или отказ [одного из крупнейших мировых производителей чипов] TSMC от поставки компонентов», — указывает собеседник РБК. Например, Ericsson приводила данные, что в прошлом году ее объем продаж в России составил 4,1 млрд шведских крон (35,2 млрд руб. по средневзвешенному курсу за тот период), или 1,7% от общих продаж компании.

Замруководителя Центра компетенций Национальной технологической инициативы на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Александр Сиволобов оценил долю Huawei на российском рынке телеком-оборудования как около 40%, Nokia — в 20–25%, а Ericsson — в 30–35%. По его мнению, Nokia, Ericsson или Huawei «вполне могут заменить друг друга, если бы потребовалось», поэтому, даже «если на российском рынке останется хотя бы один из них, по технической части проблем не возникнет». В то же время «стоимость замены всего оборудования сети с одного производителя на другого будет весьма внушительной». «Сейчас все компании опасаются, что из-за введенных санкций пострадает их бизнес, поэтому публично крайне скупы на заявления. Иностранные производители рискуют миллиардными штрафами и тюремными сроками для сотрудников, так что их можно понять. Говорить о потенциальных способах поставок оборудования сейчас преждевременно», — считает эксперт.

Гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов оценил долю Huawei также в 40% и тоже считает, что заменить все телеком-оборудование одним вендором возможно, но для этого понадобятся «большие вложения». Такие случаи уже были в России, но в масштабах макрорегионов, указал он. По прогнозу эксперта, на полную замену всего телеком-оборудования под одного производителя в России может уйти 5–7 лет. Например, British Telecom Group планирует заменить оборудование Huawei за семь лет, но в реальности сроки могут быть и дольше.

Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки