Технологии и медиа, 19 мая 2017, 14:32

В «МегаФоне» рассказали о причинах перебоев со связью

Неудачное обновление софта для телекоммуникационного оборудования стало причиной крупного сбоя в работе мобильного оператора «МегаФон». 19 мая в Москве и нескольких городах Поволжья в течение нескольких часов были недоступны услуги оператора
Читать в полной версии
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В пятницу 19 мая в сети «МегаФона» в Москве и нескольких крупных городов Поволжья наблюдались проблемы со связью. К вечеру оператор, входящий в российскую «большую тройку», сообщил, что восстановил связь в Самаре, Казани, Саратове, а в Москве и области увеличил уровень успешности голосовых вызовов до 93%. В одиннадцатом часу вечера "Мегафон" в своем официальном канале в Telegram сообщил о полном восстановлении сети в Москве и Поволжье.

Как сообщил директор по связям с общественностью «МегаФона» Петр Лидов, это крупнейший сбой в работе сети оператора за последние несколько лет. Он произошел из-за ошибки программного обеспечения Hewlett Packard, установленного на системе обработки данных оператора.

Ранее в компании заявляли, произошедший сбой никак не связан с вирусом WannaCry. Этот вирус 12 мая поразил компьютеры во многих странах мира, в России были зафиксированы атаки на «МегаФон», «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), МВД, сообщалось о проблемах и в других ведомствах и компаниях. Программа зашифровывает данные на компьютере и требует заплатить за них «выкуп». Кто стоит за этой кибератакой, пока неизвестно.

Что известно об атаке хакеров на Россию
Общество

Первоначально компания в ответ на жалобы клиентов в Twitter признала наличие «массовых сложностей со связью». Клиенты сообщали о проблемах с голосовой связью и мобильным интернетом в нескольких городах России, включая Москву, Уфу, Самару, Нижний Новгород.

Из-за произошедшего сбоя, как сообщала компания, успешность дозвона упала на 30%. «МегаФон» посоветовал клиентам пользоваться мессенджерами.

Жалобы из регионов также поступили на «Скартел» (бренд Yota), который работает на сети «МегаФона». На перебои со связью пожаловалась в пятницу и ФАС, однако в ведомстве уточнили, что проблемы не связаны с «МегаФоном». В свою очередь, в МЧС России заявили, что перебои у «МегаФона» не сказались на работе ведомства, система управления и связи работает в штатном режиме.

Неудачное обновление программного обеспечения​

Источник РБК, близкий к одному из крупных сотовых операторов, предположил, что сбой в сети «МегаФона» могла вызвать проблема в UDR — базе данных, в которой хранится информация об абонентах. Такую же версию выдвинул аналитик «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. Он объяснил, что базы UDR содержат данные о том, какие услуги подключены у клиента, какая у него приоритетность. Анкилов склоняется к тому, что первопричиной сбоя могло быть обновление программного обеспечения телекоммуникационного оборудования.

По словам генерального директора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, по симптомам похоже, что произошла проблема с программным обеспечением оборудования, которая в итоге привела к сбою другого элемента — HLR. «HLR — это домашний регистр абонентов, который позволяет идентифицировать абонента в сети и какие услуги ему можно оказывать, — объясняет Кусков. — В случае сбоя с базой абоненты не могут пользоваться теми услугами, за которые они заплатили деньги — голосовая связь, SMS, интернет». Он не исключает, что сбои могут касаться и платежей, поскольку в платежных терминалах также установлены сим-карты. При этом, по его словам, сотрудники оператора могли бы моментально загрузить копию базы HLR и восстановить сеть, однако это, видимо, не сработало. «Это значит, что проблемы с ПО вывели из строя не только HLR, но еще что-то», — резюмирует Кусков. К тому же выводу пришел собеседник РБК в одном из производителей телекоммуникационного оборудования. По его словам, в час пик обновленное ПО не справилось с нагрузкой. Собеседник утверждает, что связь стала недоступной в 12:00 в пятницу, 19 мая, сначала в Самаре, затем в Нижнем Новгороде, после чего поломка дошла до Москвы. Он отметил, что на полное восстановление сети в таких случаях обычно требуется шесть часов.

Представитель Huawei, на телекоммуникационном оборудовании которого работает «МегаФон», сказал РБК, что проблема не на их стороне. В российском подразделении Cisco, с кем также сотрудничает оператор, от комментариев отказались. Представители крупных производителей оборудования Ericsson, Nokia и ZTE также отказались от комментариев.

По данным AC&M Consulting, на конец 2016 года у «МегаФона» в России было 75,6 млн абонентов. По этому показателю компания занимала второе место на рынке после МТС с долей в 30%.

Моральный ущерб потребителей

Константин Анкилов считает, что эта авария не обернется для «МегаФона» долгосрочными последствиями. «От разовых сетевых сбоев никто не застрахован, а мнение абонентов об операторе формируется не за один день, — рассуждает аналитик. — Проблемы могут быть, если неполадки с сотовой связью будут регулярными. В данном случае, скорее всего, проблема будет устранена за несколько часов».

Глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков заявил РБК, что по закону потребитель имеет право предъявить оператору претензии из-за перебоев связи или ее отсутствия. И даже вправе потребовать соответствующего уменьшения цены за услугу. «Если, например, связи не было сутки, запросить у оператора перерасчет. Это прописано в законе «О защите прав потребителей» (ст. 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы/ оказанной услуги»). Но для этого ему нужно иметь доказательства. И лучше, чтобы факт отсутствия связи был как-то документально зафиксирован. Можно, в частности, направить по электронной почте в службу поддержки оператора письмо, и получить их ответ. Такое доказательство в суде будет признано достаточным», — рассказал эксперт.

Как отметил Аншаков, также потребитель вправе потребовать от оператора возместить убытки из-за отсутствия связи. «Но доказать прямые убытки от отсутствия связи будет сложнее. Однако в некоторых случаях — возможно. Например, если абонент вызвал и внес предоплату за такси и не смог воспользоваться этой услугой, так как до него не дозвонились. А деньги за поездку были списаны», — пояснил он.

Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов считает, что потребители могут попытаться взыскать моральный вред, но и то в каких-то экстраординарных случаях или при желании «попиариться» (с учетом затрат времени и денег)». Он полагает, что претензии будут разрешены и урегулированы оператором в досудебном порядке. «Судебные иски на мелкие суммы — это всегда время и расходы на представителя. Случившееся, полагаю, того не стоит, если только произошедший сбой не повлек серьезные последствия и есть причинно-следственная связь между ними и действиями виновного лица», — рассуждает Герасимов.

По мнению адвоката межрегиональной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Андрея Шугаева, в данной ситуации оператор может списать отсутствие связи на форс-мажорную ситуацию. «У обеих сторон есть право отстаивать свои права. Пункт о форс-мажоре должен быть зафиксирован в типовом договоре абонента с оператором. Но, конечно, оператору придется доказать, что сбой произошел не по его вине», — заявил он РБК.

При этом Михаил Аншаков отметил, что российские потребители довольно редко обращаются в суды для защиты своих прав. Как считает Аншаков, это связано с тем, что «ущерб доказать сложно, а перерасчет за один день отсутствия связи — это копейки, за которыми у нас народ в суды не хочет идти». «И это проблема. В США, например, есть институт коллективных исков. Нарушил оператор права потребителя на $50, но таких абонентов — миллионы, и юристы или организация, подобная нашей, подает коллективный иск. В случае его удовлетворения, судебное решение распространяется на всех пострадавших. И компания-нарушитель несет убытки на кругл​ую сумму», — констатировал председатель Общества защиты прав потребителей.

Крупные сбои в работе российских сотовых операторов в последние пять лет:

22 мая 2012 года клиенты «Мегафона» в Санкт-Петербурге более часа не могли совершать звонки. В пресс-службе Северо-Западного филиала оператора тогда заявили о техническом сбое, в результате которого часть абонентов столкнулась с временными трудностями с регистрацией и обслуживанием в сети. Проблемы со связью были устранены в течение часа.

6 июня 2013 года в результате проблем в работе программного обеспечения оборудования сети «ВымпелКома» абоненты компании, находящиеся внутри Садового кольца, стали испытывать трудности с доступом к услугам сотовой связи и мобильного Интернета. По подсчетам экспертов Роскомнадзора, без связи остались около 160 тыс. человек.

Еще один крупнейший сбой в работе «ВымпелКома» произошел 15 ноября 2013 года. В ходе работ по модернизации сети на севере Москвы была выявлена некорректная работа программного обеспечения, из-за которой абоненты могли ощутить перебои со связью. По информации Роскомнадзора, проблема с перебоями связи затронула около 100 тысяч абонентов, а предельная емкость коммутатора, на котором проходили работы, составила 1,6 миллиона человек. 18 февраля 2014 года крупный сбой произошел в работе МТС. Из-за обновления программного обеспечения на одном из элементов сети у некоторых абонентов в Москве в течение двух с половиной часов были возможны затруднения при звонках на сети других операторов, при этом связь по sms с ними действовала, мобильный интернет был также доступен. Корректная работа сети была восстановлена к вечеру того же дня. vm.ru/news/18.02.2014/mts-vosstanovil-rabotu-seti-v-moskve-236005.html

12 октября 2016 года абоненты одного из крупнейших региональных сотовых операторов «Мотив» в Свердловской и Курганской областях, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах не смогли воспользоваться мобильной связью и интернетом. В СМИ даже появилась информация о том, что на устранение проблем сети уйдет до трех суток. В итоге компания устранила неполадки в течение того же дня. Причиной проблем со связью, по заявлению компании, стала крупнейшая Ddos-атака.

Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут