Сервис онлайн-знакомств Tinder принес своим владельцам на IPO $400 млн
В четверг, 19 ноября, на бирже NASDAQ в Нью-Йорке начались торги бумагами компании Match Group — оператора сайтов интернет-знакомств. В ходе первичного публичного размещения инвесторы купили 14% акций за $400 млн. Таким образом, капитализация компании приблизилась к $2,9 млрд (выручка группы в 2014 году — $888 млн, чистая прибыль — $148 млн). Продавцом стал владелец Match Group — американский IT-концерн IAC, в который также входят сайты Ask.fm, Investopedia и HomeAdvisor, видеосервис Vimeo и новостной портал The Daily Beast.
Сама Match Group владеет несколькими сервисами интернет-знакомств, которые призваны охватить различные социальные группы и территории — всего 45 брендов. Например, OurTime предназначен для романтического общения людей старше 50 лет, BlackPeopleMeet — для афроамериканцев, а FriendScout24 ориентирован на европейцев из германоязычных стран. Самым крупным и известным сервисом в портфеле Match Group является приложение Tinder.
«Прикольная программа»
Компания Tinder была основана в 2012 году в Лос-Анджелесе группой выпускников Университета Южной Калифорнии. Как рассказывал впоследствии в интервью Forbes бывший гендиректор компании Шон Рэд, он и его приятель Джастин Матин некоторое время обдумывали создание простого мобильного приложения для знакомств и флирта. С помощью хакатона (форума общения и сотрудничества специалистов-компьютерщиков) они набрали команду для создания прототипа (получившего название Matchbox), а затем и полноценного приложения.
«Я думал, что это просто прикольная маленькая программа, — говорит Рэд. — В итоге мы создали приложение, устраняющее страх быть отвергнутым. В этом плане Tinder действует, как если бы вы перехватили чей-то взгляд в вашу сторону». Механика приложения проста: оно показывает активных пользователей в округе и позволяет анонимно оценивать их по фотографии. В случае если двум пользователям понравились изображения друг друга, приложение оповещает их об этом и открывает чат для переписки.
На момент создания приложения Шон Рэд работал в бизнес-инкубаторе Hatch Labs, основанном бывшим топ-менеджером IAC и активно поддерживаемом этой корпорацией. С момента своего основания компания Tinder на 100% принадлежала Hatch Labs, которая, в свою очередь, контролировалась IAC. Соответственно, когда глава концерна Барри Диллер объединил все принадлежащие ему сервисы знакомств под зонтичным брендом Match Group, Tinder вошла туда на правах дочерней компании.
Онлайн-свидания в цифрах
$888 млн достигла выручка Match Group в 2014 году
$2,9 млрд составила капитализация компании по итогам IPO
4,7 млн человек во всем мире платят за сервисы Match Group
45 брендов включает в себя компания
9,6 млн человек насчитывает ежедневная аудитория Tinder на 19 ноября
На 12,5% выросли акции Match Group в первую минуту торгов
Источники: NASDAQ, SEC, данные компании
Поскольку основная функция Tinder заключается во взаимном заинтересованном общении, рост популярности приложения приходится на массовые мероприятия. «Большая концентрация пользователей Tinder в каком-либо месте приводит к росту числа новых пользователей среди местного населения, подобно вирусной инфекции», — говорил Шон Рэд. Яркий пример — зимняя Олимпиада в Сочи, открывшая Tinder для массового российского рынка мобильных приложений.
На сентябрь 2015 года, по данным Match Group, приложением Tinder ежедневно пользуются 9,6 млн активных участников, которые в среднем 1,4 млрд раз в сутки оценивают других пользователей. Летом 2015 года после объявления Match Group о планах выйти на биржу эксперты Bank of America оценили Tinder в $1,35 млрд и предположили, что при позитивном раскладе его стоимость может достигнуть $3 млрд.
Enfant terrible
Tinder настолько хорош, что аналитики видят в этом угрозу бизнесу Match Group. На этой неделе эксперты трейдингового агентства BTIG настоятельно рекомендовали игрокам рынка не участвовать в IPO компании, отмечая, что Match Group, обладая десятком сервисов, чрезмерно зависит именно от Tinder. «Как сервис знакомств Tinder в последнее время развивается слишком активными темпами, если сравнивать с другими брендами Match Group, — предупреждает BTIG. — Это грозит потерей платных клиентов этих сервисов в пользу Tinder. По данным наших аналитиков, этот процесс уже идет в течение последних 12 месяцев».
С Tinder связаны несколько скандалов накануне размещения Match Group. Летом 2014 года одна из соосновательниц Tinder Уитни Вулф подала в суд на Матина и Рэда (последний на тот момент оставался гендиректором Tinder) по обвинению в сексуальных домогательствах. По мнению Вулф, коллеги подвергали ее дискриминации по половому признаку, а менеджмент материнских компаний Match Group и IAC никак не вмешивался в происходящее. Помимо этого, Матин посылал ей сообщения откровенного содержания.
С началом скандала Match Group отстранила от работы сначала Матина, затем и Рэда. Через несколько месяцев, в начале 2015 года, Tinder покинула и сама Вулф, начав разрабатывать собственное приложение Bumble. Как сервис знакомств оно почти идентично Tinder, за исключением того, что в Bumble только женщины могут первыми начинать общение. «Мы на все 100% феминистская компания. Это максимум, что мы могли сделать для продвижения равенства полов», — говорила Вулф в интервью Vanity Fair. Тогда же Вулф получила $1 млн (по информации Forbes) по досудебному соглашению.
Позднее Рэд вернулся в руководство Tinder. В эту среду, за день до IPO, Рэд стал героем еще одного скандала — британское издание Evening Standard опубликовало провокативное интервью с ним. Хотя в статье выход на биржу упоминается лишь мимоходом, а речь идет о сексуальной жизни Рэда и использовании им собственного приложения, материал вышел в так называемый период тишины между подачей заявки в SEC и собственно IPO. Match Group вынуждена была оправдываться за поведение создателя Tinder, заявив, что тот не является ни акционером, ни менеджером компании и его слова «не могут служить оценкой информации, в частности факторов риска, описанных в поданной в SEC регистрационной заявке».
Факторы риска
Описание деловых рисков занимает 19 страниц в первоначальной заявке Match Group.
Например, руководство концерна признает, что работоспособность многих сервисов зависит от сторонних разработчиков: «Например, в случае с Tinder пользователи регистрируются только через аккаунт в Facebook. Если руководство Facebook решит как-либо ограничить нашу возможность использовать эту сеть, наши финансовые результаты серьезно пострадают».
Кроме того, репутация брендов в составе Match Group «может пострадать в случае неправомерных действий одних наших пользователей против других». Другими словами, если общение людей на сайте знакомств закончится физическим, финансовым или эмоциональным вредом (например мошенничеством или физическим насилием) и если это будет вынесено в публичное пространство, акции Match Group могут упасть в цене.