Технологии и медиа, 19 ноя 2020, 12:01

«Яндекс» впервые раскрыл свои «внутренние принципы»

«Яндекс» опубликовал свои внутренние принципы работы: компания не создает сервисы только ради выгоды, ради конкуренции на международном уровне, а ее руководители не должны высказываться на политические темы
Читать в полной версии
(Фото: Артем Голощапов для РБК)

«Яндекс» опубликовал внутренние принципы, которыми должны руководствоваться сотрудники компании. Во вступлении к документу указано, что список был сформулирован за годы ее существования: «Это не строгий кодекс, а набор выводов, которые помогают сотрудникам «Яндекса» принимать решения. Мы публикуем этот внутренний документ, чтобы наши пользователи и партнеры также знали, что для нас важно». В документе приводится оговорка, что принципы «не высечены в камне», время от времени в список может что-то добавляться.

Про пользователей

  • «Яндекс» назвал пользователя своим главным заказчиком: «Мы не обманываем пользователей и не зарабатываем обманом».
  • Компания заявляет, что использует данные о поведении пользователей только для того, чтобы создавать для них новые сервисы и улучшать существующие, что она никогда не продает данные о пользователях. «Никогда данные — чтобы их было больше и больше — не были самоцелью, — рассказал в интервью РБК Тигран Худавердян, управляющий директор «Яндекса». — Данные мы собираем только для того, чтобы сделать сервис лучше для пользователей. И это такое общее описание, в некотором смысле конституционное для компании».

  • Безопасность пользовательских данных является одним из приоритетов «Яндекса». Компания указала, что если она обязана раскрывать данные по запросу правоохранительных органов, то делает это «строго по закону и только в том объеме, который необходим».

Про сервисы

  • Сотрудники должны делать сервисы, «которыми хотели бы пользоваться сами, делиться с друзьями и близкими. Сервисы не создаются «только ради зарабатывания денег». «Яндекс» допускает развитие некоторых сервисов, «несмотря на то что они никогда не станут прибыльными», если верит в их ценность и пользу для людей. По словам Худавердяна, существуют два способа, с помощью которых компании принимают решение о том, чем они занимаются, какие сервисы развивают. «Первый способ — это выбрать индустрию: хотим здравоохранение, развлечения, спорт. Дальше думают: что можно сделать в спорте? И в итоге у них что-то получается придумать или нет. Есть второй способ: ты сидишь в кресле, тебе скучно, ты умеешь программировать. Что бы такое прикольное сделать? Есть, например, проблема какая-то маленькая или идея, которую совершенно невозможно описать как что-то большое, важное в жизни человека в будущем. Но сажается это «зернышко» — потом оно всходит и получаются или деревья новые, или просто кустики. Вот «Яндекс» скорее про вторую модель», — отметил он.
  • Компания не должна создавать сервисы, целью которых является монетизация через тотализаторы и казино, а также рекламировать казино, тотализаторы, пирамиды и другие аттракционы с нулевой или отрицательной суммой. Она не разрабатывает технологии военного назначения.

  • Холдинг предоставляет госорганам такие же сервисы, как и всему остальному рынку, не изменяет продукты по заказу государства и не занимается разработкой специальных сервисов для него.
  • В случае чрезвычайных ситуаций «Яндекс» готов делать сервисы, которые помогут людям получать информацию, необходимую для обеспечения их безопасности.

Про сотрудников

  • Сотрудники компании должны исходить из того, что «любой внутренний диалог, документ или исходный код при определенных обстоятельствах может стать публичным». Им нужно иметь это в виду, чтобы, если такое случится, не было стыдно.
  • Руководители компании не должны высказываться публично на политические темы, «так как в социальных сетях и других современных коммуникациях невозможно провести четкую грань между личным мнением и позицией компании». Правило не распространяется на других сотрудников.

  • У сотрудников «Яндекса» могут быть разные политические мнения, религиозные взгляды и позиции, но сервисы компании «не имеют никакой позиции и политической окраски: они одинаково хорошо работают для всех».
  • Сотрудники компании не должны бояться признавать собственные ошибки и закрывать сервисы. Во всем, что они делают, должны стараться не относиться к себе слишком серьезно, ценить самоиронию и любить смеяться — прежде всего над самими собой.

Про конкурентов

  • Компания декларирует, что не хочет, чтобы ее конкурентов поражали в правах, и намерена выигрывать в честной конкурентной борьбе. В «Яндексе» считают, что конкуренция с глобальными игроками помогает им быть сильнее, развивает рынок в целом, поэтому холдинг поддерживает конкуренцию глобальных и национальных компаний и выступает против раздробления интернета.
  • Компания не выступает с публичной критикой конкурентов и их продуктов.

  • Еще один принцип: если «Яндекс» нанимает сотрудников из конкурирующих компаний, то делает это, только чтобы получить квалифицированного работника, но не для конкурентной разведки.
  • Согласно позиции компании, в интернете конкурирующие сервисы «находятся для пользователя на расстоянии одного клика и, если пользователю что-то не нравится в одном сервисе, он быстро может перейти на другой». «Яндекс» не ограничивает людей в переходе на конкурирующие сервисы и в получении информации о них, поэтому на странице поисковой выдачи компании уже 20 лет размещены ссылки на другие поисковые системы.

Про искусственный интеллект

  • «Яндекс» считает важным создавать алгоритмы искусственного интеллекта, чьи решения стремятся к тому, что сотрудники холдинга сделали бы сами. Компания тщательно подходит к подготовке выборок, на которых эти алгоритмы тренируются принимать решения.
  • Безопасность первична для искусственного интеллекта. Все решения и предсказания алгоритмов должны быть воспроизводимы, обученные алгоритмы проходят тестирование в лабораторных условиях перед запуском.

Принципы Google

Свои внутренние принципы публикует и основной конкурент «Яндекса» на рынке поиска — Google. Эта компания сформулировала десять принципов, которые «неуклонно соблюдает», но, как и «Яндекс», время от времени проверяет список на предмет актуальности. Вот некоторые из правил, которыми руководствуется Google:

  • интересы пользователей — превыше всего;
  • задача компании — чтобы пользователи как можно быстрее получали результат запроса и уходили с ее сайта;
  • Google — это коммерческое предприятие, ее основные источники дохода — предоставление поисковых технологий корпоративным клиентам и показ рекламы на страницах поисковика. При этом компания придерживается следующего правила: реклама должна появляться рядом с результатами поиска, которым она соответствует тематически, а также не должна быть назойливой и всегда помечается как рекламная ссылка, чтобы ее можно было отличить от результатов поиска;
  • цель компании — упростить доступ к информации для пользователей во всем мире, поэтому она открыла представительства более чем в 60 странах, запускает приложения и сервисы на разных языках, оптимизирует их для людей с ограниченными возможностями и т.д.
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Никаких галлюцинаций: как сделать ответы ИИ-ботов точнее
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам