Технологии и медиа, 19 ноя 2020, 10:11

«Яндекс» объяснил отказ от оценки платежеспособности россиян

«Яндекс» отказался от предоставления данных о своих пользователях любым компаниям. Теперь он намерен использовать их только для развития собственных сервисов
Читать в полной версии
Фото: Ольга Зиновская / ТАСС

Как пояснил в интервью РБК управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян, запущенный в 2019 году скоринговый проект с крупнейшими бюро кредитных историй — «Эквифаксом» и Объединенным кредитным бюро (ОКБ) — был экспериментом, решение о котором компания впоследствии признала ошибочным.

Совместный продукт «Интернет-скоринг бюро» предполагал, что кредитные бюро формировали скоринговый балл на основе собственных данных о кредитах, запросах кредитов, платежах человека и его кредитной нагрузке, а «Яндекс» анализировал обезличенные данные о своих пользователях и на основе более чем 1 тыс. признаков выводил свою оценку. Затем оба значения «смешивались» и могли быть переданы в банк-кредитор по запросу. В конце прошлого года этот продукт тестировали несколько банков. Однако в сентябре несколько источников РБК на финансовом рынке рассказали, что «Яндекс» отказался от участия в этом проекте.

«Возник вопрос: можно ли переступать эту черту — делиться такими данными? Ведь мы окажемся в состоянии, когда в некотором смысле уже будет сложно себя дальше остановить. Это будет означать, что будут возникать другие сервисы, в которых мы будем делиться пользовательскими данными», — объяснил Худавердян. При этом он отметил, что компании было сложно закрыть проект, потому что банки были готовы платить большие деньги за возможность проводить скоринг пользователей.

В четверг, 20 ноября, «Яндекс» опубликовал внутренние принципы компании, один из которых подразумевает, что данные о поведении пользователей используются лишь для того, чтобы создавать для них новые и улучшать существующие сервисы, а также что эти данные никогда никому не продаются.

По словам Худавердяна, увеличение количества данных никогда не было самоцелью. Однако «Яндекс» создает сервисы на основе данных. «Если взамен этих данных мы улучшаем свои сервисы — мы данные собираем. Если результат этого действия связан с их передачей — мы этого не делаем. Этот бассейн [«Яндекса»] эти данные не должны покинуть», — резюмировал топ-менеджер.

Pro
Рестораны в спальных районах: почему окупиться за год получится не у всех
Pro
Не Wildberries единым. Зачем продавцу идти на нишевый маркетплейс
Pro
Для этого не нужна степень MBA: простые практики управления
Pro
Антрополог Станислав Дробышевский: «‎Марс не спасет человечество»
Pro
7 мифов о сне: что на самом деле мешает высыпаться
Pro
4 тренда менеджмента, за которыми стоит следить в 2025 году
Pro
«ЦБ выложил нужные карты на стол». Какие облигации купить в 2025 году
Pro
Как натренировать мозг не зацикливаться на неудачах: 4 совета