Технологии и медиа, 19 ноя 2020, 10:11

«Яндекс» объяснил отказ от оценки платежеспособности россиян

«Яндекс» отказался от предоставления данных о своих пользователях любым компаниям. Теперь он намерен использовать их только для развития собственных сервисов
Читать в полной версии
Фото: Ольга Зиновская / ТАСС

Как пояснил в интервью РБК управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян, запущенный в 2019 году скоринговый проект с крупнейшими бюро кредитных историй — «Эквифаксом» и Объединенным кредитным бюро (ОКБ) — был экспериментом, решение о котором компания впоследствии признала ошибочным.

Совместный продукт «Интернет-скоринг бюро» предполагал, что кредитные бюро формировали скоринговый балл на основе собственных данных о кредитах, запросах кредитов, платежах человека и его кредитной нагрузке, а «Яндекс» анализировал обезличенные данные о своих пользователях и на основе более чем 1 тыс. признаков выводил свою оценку. Затем оба значения «смешивались» и могли быть переданы в банк-кредитор по запросу. В конце прошлого года этот продукт тестировали несколько банков. Однако в сентябре несколько источников РБК на финансовом рынке рассказали, что «Яндекс» отказался от участия в этом проекте.

«Возник вопрос: можно ли переступать эту черту — делиться такими данными? Ведь мы окажемся в состоянии, когда в некотором смысле уже будет сложно себя дальше остановить. Это будет означать, что будут возникать другие сервисы, в которых мы будем делиться пользовательскими данными», — объяснил Худавердян. При этом он отметил, что компании было сложно закрыть проект, потому что банки были готовы платить большие деньги за возможность проводить скоринг пользователей.

В четверг, 20 ноября, «Яндекс» опубликовал внутренние принципы компании, один из которых подразумевает, что данные о поведении пользователей используются лишь для того, чтобы создавать для них новые и улучшать существующие сервисы, а также что эти данные никогда никому не продаются.

По словам Худавердяна, увеличение количества данных никогда не было самоцелью. Однако «Яндекс» создает сервисы на основе данных. «Если взамен этих данных мы улучшаем свои сервисы — мы данные собираем. Если результат этого действия связан с их передачей — мы этого не делаем. Этот бассейн [«Яндекса»] эти данные не должны покинуть», — резюмировал топ-менеджер.

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти