Главное, 19 дек, 16:51

Пользователи пожаловались на недоступность YouTube на мобильных сетях

Пользователи различных операторов мобильной связи начали жаловаться на недоступность YouTube. До сих проблемы наблюдались в основном на сетях фиксированной связи, но источники РБК говорят о вероятности полной блокировки сервиса
Читать в полной версии
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

В четверг, 19 декабря, начали возникать проблемы при воспроизведении видео на YouTube на сетях мобильных операторов МТС, «МегаФон», «Т2 РТК Холдинг» (бренд Т2) и «ВымпелКом» («Билайн»), убедились сотрудники РБК — абоненты перечисленных компаний. Загрузка либо недоступна, либо происходит очень медленно. В отдельных случаях загружается несколько секунд видеоролика, но дальше загрузка не идет.

На сервисе DownDetector пользователи также жалуются на проблемы при попытках воспроизвести видео на YouTube, сбои фиксируются с полуночи 19 декабря.

В разговоре с РБК один из источников на медиарынке рассказал, что «раньше была блокировка на 30% и только на десктопах, а с середины декабря будут усиливать и блокировать полностью, в том числе мобильную версию». Второй источник на IT-рынке подтвердил РБК «серьезное, но еще не полное замедление работы YouTube на мобильных устройствах»: «Видим блокировку, видим очереди пользователей, видим жалобы».

Представитель Google сообщил, что им известны сообщения о том, что некоторые пользователи не могут получить доступ к YouTube в России. «Это не является результатом каких-либо технических проблем или действий с нашей стороны», — дополнил он.

По словам Антона Прокопенко, директора по продуктам компании Vigo (занимается анализом пользовательского опыта), с 9 декабря уровень видеоотказов при попытке открыть ролик на YouTube на мобильных операторах увеличился с 5 до 25%, то есть четверть всех попыток посмотреть YouTube неуспешна, а само количество попыток посмотреть YouTube рухнуло на 80%.

РБК направил запрос в Роскомнадзор.

Что происходит с YouTube в России

Интернет-провайдеры в России начали жаловаться на невозможность воспроизведения видео на YouTube в хорошем качестве или на полную потерю доступа к платформе на сетях фиксированной связи в начале августа. При этом на мобильных сетях сервис продолжал работать.

Роскомнадзор объяснял снижение качества работы видеосервиса уходом Google из России и прекращением поддержки инфраструктуры кеширующих серверов Google Global Cache. Эти серверы установлены на сетях российских операторов и хранят наиболее популярный контент локально, что ускоряет его загрузку для местных пользователей. Но в самом Google отрицали, что проблемы с доступом к видеохостингу у россиян связаны с техническими вопросами или действиями компании.

В четверг, 19 декабря, во время прямой линии президент России Владимир Путин также связал неполадки в работе YouTube с проблемами на стороне Google. «Здесь, пожалуй, вопросов больше на стороне YouTube, чем на нашей стороне. <...> Google, когда создавал здесь у нас свою сеть, он создал свои юрлица-«дочки», сервисы, которые надо обслуживать <…>. После того как на Западе стали вводить ограничения, Google сократил финансирование, сократил сюда поставки соответствующей техники и, таким образом, создал сам себе проблемы», — заявил Путин. Он добавил, что YouTube и Google также должны соблюдать российские законы, а не «злоупотреблять Сетью для достижения политических целей своих правительств», и напомнил о блокировках российских артистов, политических деятелей и т.д., ввиду чего к платформам возникают вопросы со стороны Роскомнадзора. В июле ведомство сообщало о 207 заблокированных Google российских ресурсах на YouTube.

При этом в ноябре на встрече с гендиректором «Мосфильма» Кареном Шахназаровым Путин обещал посмотреть и разобраться с ситуацией с замедлением YouTube в России.

Будут ли последствия

Эксперты обращают внимание на то, что новые проблемы с YouTube могут затронуть не только пользователей этого видеосервиса. Прокопенко напоминает, что проблемы с просмотрами контента на YouTube коснулись всего трафика сразу, независимо от того, где совершался просмотр — в приложении видеосервиса или на стороннем ресурсе через встроенный плеер YouTube, поскольку деградация появилась именно в сетевой доставке контента с YouTube-серверов. «На первых порах это было больше заметно на фиксированных сетях, и потому все сразу заметили это дома — на десктопах и SmartTV, теперь проблема коснулась сотовых сетей, соответственно, на подключенных к ним мобильных устройствах также нельзя нормально посмотреть YouTube-контент — ни из официального приложения, ни по ссылке в мессенджере, ни через YouTube-плеер, размещенный на стороннем сайте», — говорит он. В то же время Прокопенко оговорился, что с лета количество сторонних сайтов с проигрывателем YouTube-контента снижается — идет активная миграция на российские популярные видеохостинги, их плееры встраивают на сайты.

Представитель компании — разработчика сайтов Tilda говорит, что нет данные о том, сколько ресурсов продолжает использовать плеер YouTube. Он добавил, что, когда в России начались проблемы с доступом к YouTube, стали появляться запросы от пользователей на альтернативные источники для загрузки видео. «У себя мы добавили возможность добавлять видео через VK, Rutube, Kinescope и Boomstream. Еще можно загружать свои видео в облако и добавлять на сайт как mp4», — рассказал он.

По словам главы Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимира Зыкова, нынешние проблемы с доступом к YouTube могут затронуть и другие сервисы Google, которые работают на тех же IP-адресах, что и YouTube. «Например, некоторые жалуются на проблемы с обновлением и скачиванием приложений из магазина приложений. Кроме того, проблемы могут коснуться других важных сервисов Google, таких как AMP (фреймворк для создания веб-страниц, которые быстро загружаются в мобильном браузере и тем самым улучшают пользовательский опыт работы с сайтом. — РБК) или reCaptcha (проверяет, что пользователь не робот. — РБК). А это значит, что пользователи не смогут попасть на сайты, будет снижаться трафик и заработок сайтов», — рассуждает Зыков.

Основатель LiveInternet Герман Клименко считает, что «все, кто наблюдает тренды, уже как-то решили вопрос с доступом к YouTube». «В целом, мне кажется, никаких особых изменений не будет, потому что сигналы все улавливают. Недавно был заблокирован Viber. Вероятность того, что YouTube или иностранные мессенджеры пойдут навстречу Роскомнадзору, крайне минимальна», — сказал Клименко. Он отметил, что с начала специальной военной операции многим было непонятно, почему YouTube полностью не заблокировали. «Сейчас «ВКонтакте» и RuTube обрабатывают большой трафик. Видимо, все, кто не умеет или не хочет пользоваться VPN, перешли на эти ресурсы. Кажется, что, если произойдет отсечение YouTube, ничего страшного не будет», — считает Клименко.

Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Работа мечты: что нужно предложить кандидату в 2025 году
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы