Падение экономики, 20 янв 2015, 19:20

Россияне начали отказываться от покупок в интернет-магазинах США

Россияне отказываются от покупок в зарубежных интернет-магазинах, говорят представители сервисов, доставляющих товары из США и Европы. Из-за падения курса рубля цена на одежду и электронику больше не кажется привлекательной для россиян. Теперь клиенты переключились на товары из Китая, утверждает один из крупнейших игроков российского рынка – компания eBay
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Компании-посредники

Кризис в России затронул и сервис доставки Shipito, признал в разговоре с РБК представитель международной службы доставки из иностранных интернет-магазинов Марек Новотный. В декабре, который традиционно отличается большим количеством заказов из-за рождественских распродаж, компания зафиксировала снижение числа заказов из России примерно на 55% – с 49 тыс. до 22 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, сказал Новотный. В январе количество заказов снизится еще сильнее, сетует он. «Пока мы не видим полную картину января, но ожидаем, что количество заказов из России упадет на 60–65% по сравнению с январем 2014 года», – отметил представитель Shipito. По его словам, сейчас компания компенсирует потерю заказов в России ростом на рынках других стран.

Другой аналогичный сервис – Dostami.ru (бывший Bay.ru) – прекратил работу в России в ноябре 2014 года, рассказал РБК его бывший сотрудник. По данным Московской биржи, курс доллара вырос в ноябре с 43 руб. до 49 руб. Поскольку Dostami.ru фокусировался на доставке товаров из США, а покупательский спрос заметно уменьшился, компания несла убытки в России, объяснил собеседник РБК. По его словам, раньше покупки из иностранных интернет-магазинов выглядели привлекательнее для клиентов, а теперь некоторые товары в США и Европе стоят дороже, чем в России, – с учетом доставки. В разное время количество заказов в Dostami.ru варьировалось от 200 до 1 тыс. в день, в сентябре количество заказов сократилось, а в ноябре сервис уже прекратил работу, вспоминает он.

За 2014 год курс рубля упал на 41% по отношению к доллару и на 34% – к евро. 16 декабря 2014 года эксперты назвали «черным вторником» из-за обвального падения рубля. Тогда на торгах стоимость доллара превышала 80 руб., а евро – 100 руб. Представитель сервиса по пересылке заказов из американских интернет-магазинов Shopfans.ru Петр Шарапов считает, что рынок трансграничной торговли полностью поменялся за декабрь. Средний чек в Shopfans.ru в 2014 году составлял около $500, сейчас он упал до $100, признается Шарапов. Компания вынужденно снизила минимальную стоимость доставки с $35 до $10, рассказал Шарапов. В 2014 году большинство заказов компании были консолидированные – весом 10–15 кг, продолжает представитель компании; для них была разработана специальная тарифная сетка. Сейчас средний вес посылки упал до 1 кг. «​​​Клиентов стало больше, но они покупают 1–2 вещи в магазинах и, соответственно, им нужен супернизкий тариф», – добавил Шарапов. Он утверждает, что количество заказов россиян по сравнению с предыдущим январем увеличилось на 70%. Шарапов объясняет это негативными валютными ожиданиями потребителей, которые опасались, что доллар вырастет до 100 руб. «Мы видели «яму» в заказах, когда доллар вырос до 80 руб., а когда «откатился» до 60 руб., клиенты вновь стали делать покупки», – добавил представитель Shopfans.ru.

Онлайн-магазины

До падения курса рубля лидером по числу заказов на eBay среди россиян были США, теперь на первое место вышел Китай, рассказала представитель eBay Карина Грошева. По словам Грошевой, в компании произошло перераспределение покупательского спроса между странами, на eBay появились российские продавцы. В сентябре eBay начал сотрудничать с российскими продавцами – Citilink.ru, Electrovenik.ru, Wikimart.ru и другими. Товары из этих магазинов пользуются большой популярностью, утверждает Грошева. Раскрыть точные цифры она отказалась.

В мае 2014 года Dostami и eBay объявили о партнерстве. Закрытие Dostami практически не повлияло на работу eBay, утверждает Грошева. Услугами пересылки пользовались те клиенты, которые заказывали большие объемы товаров из разных магазинов или необычные товары (к примеру, оригинальные афиши к старым фильмам), которые продавцы из Америки отказывались отправлять в Россию. Эти покупатели составляют небольшую часть клиентов компании, добавила представитель eBay.

Другой онлайн-гигант – компания AliExpress (входит в холдинг Alibaba) – позволяет покупать товары из Китая. Бизнес AliExpress в России стабильный, компания продолжает увеличивать количество клиентов, рассказал представитель AliExpress в России Марк Завадский. Он отказался раскрыть информацию об изменении количества заказов из России.

Продавцы на AliExpress выставляют цену в долларах, и она растет вместе с курсом, но пока стоимость товаров там остается ниже, чем на аналогичные продукты в России, рассказал РБК сотрудник одного из интернет-магазинов, пожелавший остаться неизвестным. У eBay сильно просел американский рынок, так как даже стоимость доставки товаров оттуда выросла пропорционально курсу рубля, говорит собеседник РБК. У AliExpress доставка в большинстве случаев включена в стоимость товара, поэтому китайский интернет-магазин находится в более выгодных условиях, добавил он.

Курьерские службы

Количество декабрьских заказов, доставляемых курьерской службой Pony Express из зарубежных интернет-магазинов, выросло на 50% по сравнению с декабрем 2013 года, рассказала коммерческий директор Pony Express Инна Романьоли. Она ожидает, что в январе показатели будут не такими радужными: по сравнению с аналогичным периодом 2014 года Романьоли прогнозирует уменьшение количества посылок из зарубежных интернет-магазинов на 20–25% из-за того, что покупатели стали меньше тратить денег в валюте.

Как правило, количество доставляемых DHL Express заказов из зарубежных интернет-магазинов в декабре растет на 20–30% в сравнении с ноябрем, рассказал РБК сотрудник пресс-службы DHL Express в России. Но в 2014 году роста в декабре не наблюдалось, пояснили в компании. Это объясняется скачками валютных курсов, в результате объем таких грузоперевозок остался на уровне ноября, отметили в DHL Express.

Объем трансграничной торговли в 2014 году увеличился на 30–35% и достиг $7 млрд по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В 2015 году он удвоится и вырастет до $14 млрд, прогнозирует АКИТ.

Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент