Технологии и медиа, 20 мар 2019, 14:41

Сервис «Яндекс.Еда» начал доставлять товары для дома и продукты

Сервис «Яндекс.Еда» начал тестировать доставку продуктов питания и товаров для дома. Пока услуга доступна только в одном московском районе, где компания открыла собственный склад с товарами повседневного спроса
Читать в полной версии
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Сервис «Яндекс.Еда», который развивает «дочка» «Яндекса» — компания «Яндекс.Такси», открыл для доставки новую категорию товаров — «Продукты». Как убедился корреспондент РБК, в этой категории можно заказать продукты, хозяйственные товары, корма для животных. Но в приложении опция появляется только при настройке локации в районе станции метро «Бабушкинская».

Представитель «Яндекс.Еда» подтвердил, что сервис тестирует новый формат. «В марте мы запустили новый пилотный проект — доставка продуктов питания и бытовых товаров. Сейчас заказать продукты через «Яндекс.Еда» могут жители Бабушкинского района Москвы», — пояснил он, не раскрывая другие детали.

По словам собеседника РБК, для тестирования компания открыла на северо-востоке Москвы собственный dark store (от англ. «темный магазин») — специальный склад для формирования онлайн-заказов. Такие склады обычно находятся вблизи жилых районов и позволяют оперативно собирать и доставлять заказы из сегмента FMCG (fast moving consumer goods — быстро оборачиваемые потребительские товары, товары повседневного спроса).

Формат dark store появился в Великобритании, и сейчас его активно используют зарубежные онлайн-супермаркеты, такие как американский Amazon или британские Ocado и Waitrose. В августе 2018 года собственный dark store открыл «Перекресток» (входит в X5 Retail Group), годом ранее он запустил онлайн-магазин. Сообщалось, что открытый в Москве склад занимает площадь 4,4 тыс. кв. м и вмещает до 20 тыс. наименований товаров. «Запуск dark store повысит мощность действующего интернет-магазина «Перекресток» в 3,5 раза», — говорил тогда представитель компании.

В борьбе за первое место

«Яндекс.Еда» был создан на базе московского сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox, который «Яндекс.Такси» приобрел в конце 2017 года. В рамках сделки по объединению компании с активами Uber в СНГ к сервису также присоединилась команда UberEATS. «Яндекс» не раскрывает показатели «Яндекс.Еда». Лишь в начале нынешнего года сервис сообщил, что в декабре 2018-го количество заказов составило более 1 млн.Как рассказал РБК руководитель «Яндекс.Еда» Максим Фирсов, в январе—феврале количество заказов, как и выручка сервиса, росло двухзначными темпами. По его словам, показатель run-rate выручки (прогноз выполнения при текущих показателях) «Яндекс.Еда» за 2019 год по февралю до вычета субсидий составлял 2,7 млрд руб., то есть за месяц сервис заработал около 225 млн руб.

Минимум еще три года рынок продолжит расти двухзначными темпами. «Мы рассчитываем, что продолжим агрессивно расти по заказам, выручка будет расти в разы», — отметил Фирсов. По его словам, рост будет и в регионах, а также продолжится на крупнейших для сервиса рынках — в Москве и Санкт-Петербурге за счет увеличения проникновения услуги.В ближайшее время «Яндекс.Еда» планирует охватить собственной доставкой все города-миллионники (пока присутствует в 24 городах, из которых в 13 городах у сервиса есть фирменная логистика) и запустить пилот в нескольких городах с населением 500 тыс. — 1 млн человек. «Яндекс.Еда» продолжает оставаться на инвестиционной фазе и еще несколько лет будет требовать вложений, сообщил Фирсов. Сумму он не назвал, лишь оговорился, что в масштабах бизнеса такси она не очень значительная.

По оценке Максима Фирсова, «Яндекс.Еда» с сентября 2018 года является крупнейшим сервисом доставки еды в Москве и по выручке, и по количеству заказов. «В целом по России мы пока меньше ближайшего конкурента, поскольку работаем в значительно меньшем количестве городов. Но, думаю, в течение года мы станем лидером и в масштабах страны», — отметил Фирсов.

В свою очередь, представитель пресс-службы сервиса Delievery Club заявил, что они являются «абсолютным лидером в категории доставки еды» и на начало 2018 года занимали 80% рынка, по оценке UBS. «По нашей собственной оценке, оставлять рынок и его лидерство мы не планировали — за год Deliavery Club вырос на 100% по выручке и количеству заказов», — сообщил он. По оценке Delivery Club, сервис остается лидером также на рынке Москвы. Delievery Club доступен в 107 городах России. В 2018 году выручка сервиса составила 1,9 млрд руб., что на 48% выше, чем в 2017 году, сообщала владелец сервиса Mail.Ru Group.

Выход в офлайн

Ранее «Яндекс.Маркет» (совместное предприятие «Яндекса» и Сбербанка) объявил, что готовит к запуску мобильное приложение «Суперчек», через которое пользователи смогут совершать покупки в обычных офлайн-магазинах. Пользователи сервиса смогут получать данные об ассортименте магазинов-партнеров сервиса, формировать список покупок, сравнивая цены в разных точках и получая рекомендации, оформить доставку товаров или забрать собранный заказ у ретейлера непосредственно в магазине. Также они смогут самостоятельно сканировать штрих-коды товара и оплачивать его при помощи приложения, что позволит избежать прохода через кассу магазина.

Как пояснил РБК директор по развитию бизнеса и взаимодействию с сетями «Яндекс.Маркет» Антон Пахомов, в конце мая компания запустит бета-версию, а полноценный сервис появится осенью 2019 года. На начальном этапе к сервису должно подключиться 25–30 сетей, а к концу 2019 года их количество возрастет до ста. Первым партнером «Яндекс.Маркет» стала «Азбука вкуса». Присоединиться к сервису планируют также ГК «Дикси» и парфюмерная сеть «Улыбка радуги». ​

Выбор продуктов питания для запуска сервиса обусловлен тем, что 99% товарооборота в этой категории приходится на офлайн, пояснял Антон Пахомов. В компании рассчитывают на рост оборота сервиса за счет запуска нового приложения, но пока не готовы оценить размер потенциального дохода.

Работать с партнерами компания планирует по модели CPA (cost-per-action — «оплата за действие»), предполагающей фактическое совершение покупки в реальном магазине с оплатой онлайн или на кассе. Магазины-партнеры будут платить интернет-платформе комиссию за каждую покупку (размер платежа в компании не раскрывают). Рассматриваются и другие схемы сотрудничества. Осуществлять доставку будут сами ретейлеры, а готовить товарные карточки для приложения — «Яндекс.Маркет». В отдельных случаях агрегатор будет помогать сетям с организацией доставки.

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей