Главное, 20 мар, 12:37

Глава X5 рассказала о «любви без иронии» к маркетплейсам

Традиционная розница «любит» маркетплейсы, но очень ждет закона о платформенной экономике, заявила глава X5 Екатерина Лобачева, — он должен устранить дисбаланс между регулированием офлайн- и онлайн-торговли
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Маркетплейсы будут догонять физическую розницу в продажах продуктов, но крупнейшие торговые сети ожидают адекватного регулирования для всех — как для физической розницы, так и для онлайн, рассказала в интервью РБК Екатерина Лобачева, президент Х5 (владеет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Чижик» и цифровыми сервисами Vprok.ru, 5Post, экспресс-доставкой и «Много лосося»).

Сегменты онлайн- и офлайн-торговли к 2030-му продолжат взаимное проникновение друг в друга, считает Лобачева, так как для группы маркетплейс тоже является витриной и каналом продаж. Но полноценно выставлять свой магазин на маркетплейс в сети пока не готовы: «Тестируем на Wildberries, «Яндексе» и «Сбермаркете», потому что хватает существующих каналов продаж. Но, скорее всего, мы придем к тому, что все друг в друга каким-то образом проникнем», — предположила Лобачева.

В действующем основном для розницы законе «О торговле», по ее словам, прописана безумная забота о поставщике с точки зрения сроков и условий контрактов, возвратов и др., в то время как маркетплейсам соблюдать эти условия не нужно. Лобачева пожаловалась на демпинг, когда маркетплейс дает скидку покупателям за свой счет. «Это очень плохая практика, которая в развитых странах давно запрещена. Она перетаскивает трафик на маркетплейс, за счет чего там идет большой рост объемов, но сильно давит на себестоимость и прямые продажи самого производителя», — объясняет она. Это, в свою очередь, привязывает производителя к одному месту продаж, потому что покупатель понимает, что на такой площадке он сможет купить ту или иную вещь дешевле, и поэтому никогда не пойдет покупать ее в другой канал продаж, который так не инвестирует в цену.

«Маркетплейсы долгое время имели возможность хорошо расти. Когда бизнес растет, он не очень хочет создавать и соблюдать какие-то нормы и правила. Подростки же не очень любят мыть голову. Сейчас пришло время, когда рост уже есть, объем рынка тоже, пришло время причесаться и начать отвечать требованиям и по безопасности товаров, и по защите прав потребителя, и по соблюдению всех норм, которые государство само же предлагало с точки зрения маркировки и прослеживаемости».

По словам Лобачевой, в Х5 уважают маркетплейсы за их уникальность, но «с продажей еды ситуация другая». Еда требует других логистических цепочек, другого CAPEX и внимания к прохождению продукта от поставщика до потребителя, объясняет президент группы. И используемые модели маркетплейсов на рынке продуктов до сих пор не развиты в таких объемах, как у традиционной розницы. Но маркетплейсы все равно будут догонять сети в будущем, считает Лобачева. «Маркетплейсы — это наша любовь. Без иронии — они огромные молодцы, респект и уважение. У них есть очень много того, чего нет в нашей компании до сих пор и к чему мы стремимся: 100-процентный цифровой контакт с клиентом, 100% клиентов персонализировано, 100% клиентов заходят только с цифровых устройств, фактически бесконечная полка», — рассказала Лобачева.

Маркетплейсы и другие компании интернет-торговли активно продолжают захватывать долю всей розницы. Так, если год назад онлайн-торговля составляла 17,1% от всех розничных продаж в России, то по итогам 2024 на интернет приходилась уже пятая доля всех покупок (20,3%), следует из данных аналитической компании INFOLine.

В 2024 году мощным драйвером рынка интернет-торговли стал рост продаж в малых городах и населенных пунктах, где традиционная розница присутствует уже давно, объяснял гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Это в первую очередь проявилось там, где открылись пункты выдачи заказов двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon, говорил он.

В целом, отечественный рынок онлайн-торговли по итогам прошедшего года вырос на 37%, до 11,3 трлн руб. Но темпы роста практически всех лидеров отрасли замедлились, следует из данных агентства. При этом в топ-10 компаний онлайн-торговли есть также и представители традиционной розницы, в частности DNS, группа «М.Видео-Эльдорадо» и «Вкусвилл». X5 Group, хотя ранее не состояла в десятке лидеров списка, в этом году поднялась сразу на шестое место рейтинга, показав наибольшие среди других лидеров топа темпы роста — 67%.

Читайте РБК в Telegram.

Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНС
«Я полгода работала лежа»: как Фиджи Симо стала вторым человеком в OpenAI
Выгорание как стратегический риск: инструкция для CEO
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
ФНС против четырех новых налоговых схем. Кейсы
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собрать