Увольнение сотрудников «Коммерсанта». Что важно знать
Второй день в «Коммерсанте» продолжается конфликт из-за решения отдела политики покинуть издание. Причиной стало увольнение их коллег из-за статьи о Матвиенко. Журналисты заявили о давлении, акционер ИД — о подозрении в «заказухе»
Читать в полной версии
Что случилось
- В понедельник, 20 мая, стало известно об увольнении сотрудников отдела политики газеты «Коммерсантъ» — специального корреспондента Ивана Сафронова и заместителя заведующего отделом политики Максима Иванова.
- Как сообщили сами журналисты на своих страницах в соцсетях, причина увольнения связана с их статьей о возможном уходе Валентины Матвиенко с должности спикера Совета Федерации «Спикеров делать из этих людей», опубликованной 17 апреля 2019 года, и «в соответствии с решением акционера», высказавшего к материалу претензии.
- Следом за журналистами о своем уходе из ИД написал и Глеб Черкасов, заместитель главного редактора газеты (курирует политический блок в редакции). Он также сообщил о решении покинуть ИД и других сотрудников отдела политики — всего более десяти человек.
- 21 мая написавшим заявления об увольнении сотрудникам издания были заблокированы пропуска и закрыт доступ к учетным записям на компьютерах. Как сообщила РБК замредактора отдела политики Мария-Луиза Тирмастэ, она написала заявление в Кунцевскую межрайонную прокуратуру «по факту нарушения трудового законодательства руководством издательского дома «Коммерсантъ», в том числе главным редактором Владимиром Желонкиным». В заявлении, по ее словам, указано, что 21 мая она пришла в редакцию, но не смогла попасть на свое рабочее место, так как выяснилось, что ее пропуск заблокирован. Тирмастэ, как и другие сотрудники отдела политики, накануне написала заявление об уходе.
- Главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин подписал все поданные заявления. В этой связи, пояснил он, постоянные пропуска журналистам были не заблокированы, а заменены на временные. Позже Глеб Черкасов подтвердил «РИА Новости», что сотрудникам, подавшим заявления об уходе, на некоторое время заблокировали их учетные записи, но затем проблема была решена.
- Во вторник, 21 мая, замредактора отдела политики «Коммерсанта» Мария-Луиза Тирмастэ сообщила, что во время состоявшейся накануне редколлегии Желонкин заявил о том, что не останется на посту главного редактора. Сам топ-менеджер эту информацию РБК опроверг.
- Заместитель главного редактора Черкасов во вторник также рассказал в интервью «Открытым медиа», что Владимир Желонкин знал о публикации материала про Матвиенко — он, по словам Черкасова, принимал участие в подготовке номера газеты с ним, но вопросов относительно происхождения источников не задавал. Журналист сказал, что среди руководителей «Коммерсанта» не было спора о том, нужно или нет публиковать текст, речь шла лишь о том, на каком месте первой полосы газеты его разместить. Черкасов отметил, что знал о происхождении информации, которая была использована в статье: «Я знаю, что это за источники, я понимаю мотивы авторов, которые не хотят их раскрывать, тем более в такой напряженной ситуации».
Версия топ-менеджеров ИД «Коммерсантъ» и позиция акционера
- Желонкин заявил, что при выходе этого материала были нарушены «редакционные стандарты ИД».
- Желание других журналистов уволиться Желонкин объяснил соображениями «ложной солидарности и с целью оказания давления на руководство ИД».
- Владелец ИД Алишер Усманов не принимал участия в увольнении журналистов, заявил его представитель. «Акционер не вмешивается в редакционную политику и тем более не принимает решений по увольнению или приему на работу журналистов. Алишер Бурханович узнал об увольнении сотрудников «Коммерсанта» из сообщений прессы», — сказал представитель Усманова.
- Глава USM Group Иван Стрешинский объяснил увольнение подозрениями на «заказной» характер материала и то, что журналисты не смогли доказать обратное. Уволиться журналистам предложил Желонкин, и с ними договорились об увольнении по соглашению сторон с выплатой компенсаций — «чтобы не портить строчку в резюме». Но теперь (после перехода конфликта в публичное пространство) Стрешинский как председатель совета директоров ИД будет настаивать на увольнении по статье (какой именно, он не уточнил).
Реакция журналистов «Коммерсанта»
- Сразу после появления сообщений от Сафронова, Черкасова и Иванова многие коллеги высказались в их поддержку на своих страницах в социальных сетях. Например, Рената Ямбаева, руководитель делового блока ИД, написала: «...Внутренние прямые обращения к акционеру и его представителю от лица коллег и меня лично по этому и другим поводам не повлияли на ситуацию».
- К вечеру понедельника сотрудники ИД написали открытое обращение к читателям «Коммерсанта» (на утро вторника под обращением поставили подписи более 200 человек). «Как это часто бывает в реалиях современной российской политики, в материале использовались сведения и цитаты от анонимных источников, — пишут журналисты. — Заметка полностью отвечала стандартам «Ъ», который всегда опирается на надежные и проверенные источники». Но, как указали журналисты, позже акционер (Алишер Усманов. — РБК) выразил «неудовольствие» статьей и потребовал раскрыть личности источников, на что редакция не пошла на основании закона о СМИ (предусматривает раскрытие источников только по судебному запросу).
- Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом, следует из ст. 41 «Обеспечение конфиденциальности информации» закона «О СМИ».
- «Коллектив «Коммерсанта» — штатные, внештатные, региональные, технические сотрудники, коллектив сайта ИД и радиостанции «Ъ-FM» — считает их увольнение ничем не обоснованным, губительным для редакции, а также открытым проявлением давления на свободу слова в России», — отмечается в обращении, с уточнением, что «коллектив «Ъ» считает себя обязанным сообщить читателям, что «Коммерсантъ» неопределенно долгое время не сможет информировать их о российской политике».
Реакция участников статьи, из-за которой издание покинули журналисты
- Председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко уведомят об увольнении журналистов отдела политики газеты «Коммерсантъ», сообщил РБК ее пресс-секретарь Владислав Пономаренко, отвечая на вопрос о том, известно ли ей об этой новости. Комментировать ситуацию с увольнением журналистов он отказался.
- В среду, 22 мая, Матвиенко заявила, что не вмешивалась в ситуацию, «никому не звонила, не давила». «Это не мой стиль. Я не пользовалась телефонным правом и в данном случае», — сказала она.
Реакция общественных организаций и властей
- Союз журналистов России (СЖР) выразил озабоченность увольнением сотрудников газеты «Коммерсантъ». «В СЖР полагают, что вмешательство акционеров в редакционную политику издания нарушает закрепленное в Конституции РФ право граждан на свободу слова и свободу информации», — сообщили в организации. В СЖР добавили, что готовы оказать журналистам юридическую помощь.
- Совет по правам человека при президенте (СПЧ) потребовал от владельцев ИД «Коммерсантъ» «вспомнить закон» и не вмешиваться в редакционную политику издания.
- Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что в администрации президента следят за ситуацией внутри издательского дома, уважают профессионализм редакции, но решения об увольнении сотрудников — внутренний вопрос компании.
Опубликованная 17 апреля статья «Спикеров делать из этих людей», по версии «Медиалогии», стала вторым по цитируемости материалом «Коммерсанта» в этом году. Ее суммарный индекс цитируемости, по данным «Медиалогии», сейчас достигает почти 80 пунктов, на этот материал другие СМИ сослались 859 раз. Больший показатель лишь был у статьи «В энергопотребителей вселяют уверенность» от 21 января: индекс цитируемости — более 104 пунктов (почти 1,4 тыс. цитат).